Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk
 

К  ОГЛАВЛЕНИЮ

61. Белая сова Nyctea scandiaca Г.

В Восточных Карпатах белая сова – зимний гость. Она появляется гам только в некоторые годы. В немногих работах (Завадский, 1840; Грабарь, 1931), посвященных фауне Карпат, мы встречаем указания на нахождение этой птицы в горах. В коллекции А. Грабаря  имеется чучело белой совы, добытой 24.1 1920 г. в предгорьях Карпат.

По сведениям лесников, обходы которых граничат с полониной Боржава, на этих субальпийских лугах во время охоты зимой в некоторые годы они встречали белых сов. Одна белая сова была добыта в январе 1950 г. на самом водораздельном хребте Карпат, вблизи лесничества около ст. Воловец Закарпатской области.

62. Среднеевропейский филин Bubo bubo bubo L.

Данные о гнездовании филина в Карпатах имеются во многих польских, чешских и венгерских работах (Завадский, 1840; Водзицкий, 1851; Грабарь, 1931; Дунаевский, 1935; Нодь, 1943). В коллекции А. Грабаря есть пять чучел филинов, добытых в разное время в Закарпатской области, в основном зимой в предгорьях.

Во время наших исследований мы неоднократно, особенно в Черногоре, слышали их голоса и находили линные перья филинов. Сейчас филин в Карпатах является немногочисленной птицей. Он населяет преимущественно старые темные охранные леса, лежащие у нижнего края субальпийских лугов, откуда вылетает на охоту на самые полонины, а зимой спускается к речным долинам и появляется в предгорьях.

63. Европейская сплюшка Otus scops scops L.

На гнездование сплюшки в Карпатах указывают А. Завадский (1840), К. Водзицкий (1851), А. Коциан (1884), А. Грабарь (1931). А. Кистяковский (1950) слышал крики совки 11—13.V 1948 г. в буковом лесу на краю долины р. Велика Уголька.

Мы несколько раз слышали голоса совки в буковых лесах юго-западных склонов Карпат, под полонинами Кук и Боржава (Липово, Головчино), но видеть и добыть этих птиц нам не удалось. Совку надо считать редкой гнездящейся птицей Советских Карпат.

64. Обыкновенная болотная сова Asio flammeus flammeus Роntорр.

Болотная сова появляется в Советских Карпатах в период осенне-зимних и весенних кочевок с севера на юг и обратно. А. Грабарь (1931), б коллекции которого имеется семь чучел этих сов, добытых в основном осенью на равнине и в предгорьях, высказывает предположение о возможности гнездования их в Закарпатье в некоторые годы. В польских Татрах А. Коциан (1884) наблюдал и добывал болотных сов в долинах горных рек тоже в осеннее и весеннее время.

65. Обыкновенная ушастая сова Asio otus otus L.

Литературные данные, касающиеся распространения ушастой совы в Карпатах, противоречивы. А. Завадский (1840) пишет, что в равнинных и горных лесах в ней нет недостатка. А. Коциан (1884) указывает На распространение ее в старых пнистых лесах до самого криволесья, где она встречается, по его мнению, не часто. Наоборот, К. Водзицкий (1851) считает ее обычной в «низких» горах и редко поднимающейся выше 2000 футов. В работах Ю. Фридрихевича (1935), А. Дунаевского (1935) ушастая сова не упоминается.

В 1947 и 1948 гг. А. Кистяковский (1950) не раз наблюдал и добыл двух ушастых сов на Закарпатской равнине (Рафаиловский лес, с. Тростник, около с. Иршавы), где он считает ее достаточно обычным видом. Л. Портенко (1950) слышал ее крик осенью по Вильшаве.

В коллекции А. Грабаря имеется 10 чучел ушастых сов, добытых зимой’ и весной на Закарпатской равнине и в предгорьях.

В ряде пунктов (Кушница, Межигорье, Нересница и др.), лежаших в зоне буковых лесов юго-западных склонов Восточных Карпат, лесники и охотники сообщали нам о том, что ушастую сову они не раз встречали и добывали. Мы добыли целый выводок молодых ушастых сов у верхней границы букового леса под полониной Боржавой в июне 1952 г.

66. Европейский мохноногий сыч Aegolis funereus funereus L.

По данным многих авторов (Завадский, 1840; Водзицкий, 1851; Коциан, 1884; Грабарь, 1931, и др.), мохноногий сыч гнездится в Карпатах. В коллекции А. Грабаря находится чучело мохноногого сыча, добытого в ноябре 1922 г. в окрестностях Ужгорода. Он считает эту птицу жителем преимущественно буковых лесов. В конце сентября 1947 г. западнее Перечина Л. Портенко (1950) слышал голос мохноногого сыча.

Мы неоднократно слышали голоса мохноногих сычей в старых буковых лесах под полонинами Боржава, Кук, Ривна и др. На самом водоразделе, около с. Лопушного (800 м) Межгорского района Закарпатской области, на старом мощном буке мы добыли 16.VIII 1948 г. одного мохноногого сыча. Надо думать, что этот сыч широко распространен в лесах Карпат, где он поднимается до верхней границы лиственных и хвойных лесов, однако всюду немногочислен.

67. Западный домовый сыч Athene noctua noctua Sсороli

Для Карпат домовый сыч указывается в ряде работ (Завадский, 1840; Водзицкий, 1851; Коциан, 1884; Грабарь, 1931, и др.).

В 1948 г. Л. Кистяковский (1950) встречал домового сыча на Закарпатской равнине в г. Берегово, с. Тростник и г. Тячево, где им 9.VI добыты два пуховых птенца. Кроме того, он видел сыча в с. Лумшоре, лежащем глубоко в горах в зоне букового леса.

В коллекции А.Грабаря имеется шесть чучел сычей, добытых вблизи населенных пунктов на Закарпатской равнине и в предгорьях Карпат в зимнее время (ноябрь — март). Мы добыли одного домового сыча 23.V 1949 г. на северных склонах гор, около с. Микуличина, в долине р. Прута, на высоте 600 м н. у. м.

Домовый сыч является обычной птицей на Закарпатской равнине и Подольском плато. В глубь гор он проникает в основном по широким долинам рек, вслед за жильем человека, селясь вблизи населенных пунктов и непосредственно в них, занимая часто колокольни церквей, чердаки и дымоходы заброшенных и разрушенных построек.

68. Западный воробьиный сыч Glaucidium passerinum passerinum L.

В работах, относящихся непосредственно к авифауне Восточных Карпат, в частности у А. Завадского (1840), А. Грабаря (1931) и А. Кистяковского (1950), имеются сведения о гнездовании там этого сыча.

В Горганах, на северных склонах Карпат, по долине р. Лимницы, О. Мацилинский не раз наблюдал воробьиных сычей. В 1941 г. А. Кистяковский (1950) добыл одного сыча там же, около Осмолоды. На основании этого автор делает предположение о гнездовании этой птицы в хвойных лесах Карпат.

В коллекции А. Грабаря (1931) имеется экземпляр воробьиного сыча из окрестностей Лютой; кроме того, он наблюдал его в ряде пунктов на южных склонах Карпат и считает сыча редкой птицей горных лесов.

В буковом лесу под полонинами Боржава и Kук воробьиного сыча несколько раз встречал старый лесник и охотник Должанского лесхоза Д. Ф. Продан. Хотя в наших коллекциях этот сыч отсутствует, литературные данные позволяют нам считать его гнездящейся птицей хвойных и лиственных лесов обоих склонов Карпат.

Обыкновенная ястребиная сова Surnia ulula ulula L.

А. Завадский (1840), А. Коциан (1884) и А. Грабарь (1931) указывают на появление ястребиных сов в Карпатах в период зимних кочевок. Некоторые авторы высказывают предположение о возможности гнездования ястребиных сов в Карпатах. Достоверных данных, подтверждающих это положение, мы не нашли в литературе ни для Карпат в целом, ни для Восточных Карпат, Лично нам тоже не удалось получить сведений о находках ее на интересующей нас территории.

Указания на гнездование этой совы в Восточных Карпатах имеются у многих авторов (Завадский, 1840; Водзицкий, 1851; Грабарь, 1931; Фридрихевич, 1935; Портенко, 1950; Кистяковский, 1950).

По нашим наблюдениям, неясыть населяет Карпаты до верхней границы хвойных лесов (1500—1600 м), в которых она является самой обычной и часто встречающейся совой. В буковых лесах юго-западных склонов она тоже гнездится, но значительно реже, чем в тайге, сильно уступая там по численности длиннохвостой неясыти.

А. А. Грабарь в горах и на равнине Закарпатской области добыл более ста неясытей, из которых 76 были длиннохвостые и 28 — обыкновенные.

Необходимо отметить, что большинство обыкновенных неясытей, населяющих леса Карпат, относится к рыжей фазе, на долю которой приходится, в частности, более 60% добытых А. Грабарем птиц.

Птицы рыжей фазы составляют большинство в тайге водораздела и северных склонов, а в буковых лесах юго-западных склонов преобладают обычно окрашенные. Среди сов рыжей фазы встречаются отдельные экземпляры, окрашенные весьма ярко. Такой, например, является неясыть, добытая нами 1.VIII 1948 г. в еловом лесу Горган, над с. Лопушным, на высоте 1200 м н. у. м.

70. Карпатская длиннохвостая неясыть Strix uralensis macroura Wоlf.

О гнездовании длиннохвостой неясыти в Карпатах имеются данные у ряда авторов (Завадский, 1840; Водзицкий, 1861; Коциан, 1884; Грабарь, 1931; Портенко, 1950; Кистяковский, 1950). Приходится удивляться, что даже в период увлечения описанием новых форм систематическая принадлежность этих птиц из Карпат не была должным образом проанализирована.

Е. Хартерт (1912—1921) в своей капитальной сводке указывает на возможность выделения альпийских птиц в подвид S. u. macroura, однако сам этого не сделал. Наконец, совсем недавно А. Дунаевский (1940) обратил внимание на существенные отличия птиц из Карпат от S. u. liturata. Он сравнивает данные размеров крыла, хвоста и ставит вопрос о возможности установления подвида S. u. carpalhicus, область распространения которого, по его мнению, охватывает речную систему верховьев Прута и Днестра до северо-восточной Подолии. А. Дунаевский (1940) при этом склонен также сохранить название S. u. macroura для птиц из восточных районов Словакии, Хорватии, отличающихся от S. u. carpathicus более мелкими размерами.

Просмотрев коллекцию А. Грабаря (табл.), состоящую из тринадцати чучел длиннохвостых неясытей, и использовав шкурки семи добытых нами птиц, которые были сравнены с серией S. u. liturata в Зоологическом музее Московского государственного университета, мы приходим к следующему выводу.

Если Е. Хартерт (1912—1921) включает в подвид S. u. uralensis птиц из Швеции, имеющих длину крыла 350—380 мм, Оренбурга — 368 мм, Венгрии — m 365—385, f 382—395, Боснии — 380—385, из Герцеговины — m 380—383, f 375—385 мм, а Б. Штегман (1932) и Г. Дементьев (1936) выделяют в самостоятельный подвид S. u. liturata — длиннохвостых неясытей, встречающихся западнее Урала, как более крупных и темных с размерами крыла m 354—373, f 358—378 мм, редко до 385 мм, то, нам кажется, имеются все основания считать самостоятельной формой птиц из южных районов Польши, западных областей Украины, Восточных Карпат, Венгрии, Боснии и Герцеговины. При этом за этой формой, очевидно, более правильно оставить название S. u. macroura, не отделяя альпийских сов от карпатских.

Таблица. Материалы по длиннохвостой неясыти (Strix uralensis macrotira Wolf.) из Восточных Карпат

Место добычи

Дата добычи

Пол

Длина крыла см

Длина хвоста cм

Коллекция АА Грабаря

с. Тарнавцы Закарпатской области 1.Х 1922 г.

40,0 30,0
с. Бозож 19.II 1923 г.

38,5 30,0
Радванский лес 12.I 1923 г.

38,5 29,0
г. Ужгород 7.II 1923 г.

39,0 30,0
с. Корчава 6.XII 1924 г.

39,0 29,0
Радванский лес 12.XII 1924 г.

37,0 29,0
г. Ужгород 1927 г.

39,0 30,5
Радванский лес 26.XI 1926 г.

39,5 30,5
Там же 1926 г.

41,5 31.5
с. Старинка Закарпатской области 4.XII 1927 г.

38,5 29,5
с. Корчава 9.ХII 1927 г.

40,0 30,0
с. Ваян (Чехословакия) 1928 г.

40,0 30,0
г. Ужгород Закарпатской области 4.I 1923 г.

40,0 30,0

Наши сборы

Лесопункт Липово Закарпатской области 22.XI 1946 г.

37,0 29,0
Там же 7.XII 1946 г.

37,7 30.(1
Там же 3.II 1947 г.

38,5 29,5
Там же 7.XI 1948 г.

39,3 31,4
с. Варгедь Закарпатской области 8.I 1948 г.

38,4 29,5
с. Лисичево 12.VII 1948 г.

juv.

38,2 30,9
Лесопункт Липово 8.IX 1948 г.

40,0 31,5

Помимо того, что размеры длиннохвостых неясытей, добытых в Восточных Карпатах и Закарпатской области (крыло самца которых имеет 370—385 мм, самок — 377—415 мм, при длине хвоста в 290—315 мм), значительно больше максимальных размеров S. u. liturato, (что видно из табл. 2), они резко отличаются от последних более темной, густой окраской.

Просмотрев десятки длиннохвостых сов в коллекции Зоологического музея Московского государственного университета, обитающих начиная от Приморья, Уссурийского края и кончая Восточной и Южной Европой, мы нигде не встретили птиц с такой интенсивной окраской и сильным развитием темных настволий перьев, как у карпатских особей.

Правда, необходимо отметить, что темная фаза карпатских длиннохвостых неясытей, по данным А. Грабаря, составляет всего 25—26% от общего количества добытых им птиц (18 из 76 сов). В наших же сборах, которые проводились не на равнине и предгорьях, как у А. Грабаря, а в глубине гор, на шесть «темных» птиц приходится лишь одна «светлая» сова.

Распространение неясытей в Карпатах иллюстрирует характер и глубину связи отдельных видов сов с определенными биотопами. Если обыкновенная неясыть, как это следует из наших данных, населяет преимущественно хвойные леса северных склонов и водораздела Карпат, то длиннохвостая неясыть является типичной жительницей буковых лесов, одевающих южные и юго-западные склоны Карпат. В тайге длиннохвостая неясыть встречается в очень незначительном количестве по сравнению с обыкновенной.

В буковых лесах длиннохвостая неясыть гнездится до верхней границы леса, лежащей там на высоте 1100—1200 м. В старых охранных лесах, подпирающих полонины, где много столетних дуплистых деревьев, этй совы встречаются и гнездятся очень часто. В сумерках они появляются над лесными полянами, субальпийскими лугами, охотясь за мышами полевками, землеройками и другими объектами их питания.

За время работы в Карпатах нам во многих пунктах и неоднократно приходилось слышать голоса этих сов и часто встречать самих птиц по всем южным склонам Восточных Карпат, начиная от окрестностей Лумшоры и лесов под полониной Ривна, буковых лесов Боржавы и кончая лесами системы Свидовца. Большинство сов добыто нами в буковых лесах под полонинами Боржава и Кук, что видно из приведенной таблицы. В желудках сов найдено, кроме полупереваренных остатков мышей, от 2 до 5 экз. желтогорлых мышей.

Нами установлено, что в буковых лесах юго-западных склонов Восточных Карпат в годы массового размножения мышевидных грызунов численность наземных и пернатых хищников, в том числе и сов, резко увеличивается. Это, в частности, наблюдалось в 1946, 1948 и 1952 гг.

71. Среднеевропейская сипуха Tyto alba guttata Brehm

Сипуха — обычная гнездящаяся птица на Закарпатской равнине и Подольском плато. В Восточных Карпатах она встречается только по долинам рек, где селится в населенных пунктах, на колокольнях церквей, чердаках и в различных заброшенных постройках. Нам приходилось встречать этих сов, находить их погадки и перья на колокольнях, церквей в селениях по долинам рек Латорицы (Чинадиево, Свалява), Боржавы (Кушница), Тересьвы (Нересница), глубоко в горах на высоте 300—400 м. Такие же данные приводят Л. Портенко (1950) и А. Кистяковский (1950); они указывают на явные следы присутствия сипухи в Перечине и Турья-Реметах, расположенных в горных долинах южных склонов Восточных Карпат.

В коллекции А. Грабаря имеется пять чучел сипух, добытых на Закарпатской равнине. К. Татаринов и П. Нечитанюк сообщили весьма интересные данные относительно питания этой совы, полученные ими на основании анализа собранных погадок. Оказывается, что сипухи питаются преимущественно мелкими грызунами и насекомоядными, которых обнаружено 17 видов; кроме того, в погадках найдено несколько видов птиц, амфибий, жуков. Основное в рационе сипухи приходится на долю обыкновенных полевок — до 36—37% всего содержимого погадок; воробьи домашние составляют 14,7%, землеройки белозубки — 18,4%, домашние мыши — 7,13%. Другие млекопитающие имеют меньший удельный вес в составе пищи сипух: по нескольку процентов или только десятые доли процента.

Источник: Страутман Ф. Й. Птицы Советских Карпат. − К.: Изд. АН УССР, 1954. − 322 с.

Метки:

Комментировать

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  https://carpaty.net

Copyright © Региональный Информационный Центр "Карпаты" E-mail: carpaty.net@gmail.com