ПТИЦЫ СОВЕТСКИХ КАРПАТ. ПРЕДИСЛОВИЕ.
Для социалистической реконструкции всех отраслей народного хозяйства западных и Закарпатской областей Советской Украины проводится единый общегосударственный план мероприятий, основанный на глубоком изучении всего природного комплекса этих областей и их производительных сил. В системе планомерных государственных работ видное место должна занимать и занимает реконструкция флоры и фауны. Естественно, что для решения этой важной задачи необходимо глубокое и всестороннее изучение всего природного комплекса, изучение растительного и животного мира западных и Закарпатской областей УССР в целях активного вмешательства в окружающую природу и переделки ее в интересах советских людей, в интересах социалистического народного хозяйства.
С первых же дней после освобождения западных областей Украины от (многолетнего чужеземного ига началось планомерное изучение и освоение природных ресурсов и, в частности, животного мира этого богатейшего края. В работу по изучению фауны западных и Закарпатской областей УССР активно включились научные работники академий наук СССР и УССР, Ленинграда и Киева, зоологи Львовского, Ужгородского и Черновицкого университетов, научно-исследовательских институтов, лабораторий и областных музеев.
Руководя кафедрой зоологии позвоночных животных Львовского государственного университета им. Ивана Франко, мы с осени 1945 г. начали собирать материалы и изучать орнитофауну Восточных (Советских) Карпат. Необходимость и актуальность такой работы не вызывала сомнений по следующим соображениям.
Ко времени начала наших исследований знания, касающиеся фауны западных и Закарпатской областей УССР, были совершенно недостаточными. В учебниках, учебных пособиях и монографиях отсутствовали данные, характеризующие животный мир западных областей Украины, в том числе и Советских Карпат. Многие виды животных, населяющих указанные территории, выпали даже из общих списков фауны нашей страны. Еще хуже обстояло дело с учетом подвидов, границы ареалов которых не выходили на восток, за пределы западных областей.
Чтобы правильно установить подвидовую принадлежность птиц, населяющих Закарпатскую и западные области Украины, необходимо было располагать материалами для сравнения, т. е. серийными коллекциями, которые в многолетних и многотысячных фондах птиц Зоологического музея Московского государственного университета и Зоологического института Академии наук СССР отсутствовали. Такие коллекции шкурок птиц Восточных Карпат отсутствовали не только у нас, но и в других странах. Одна из крупнейших орнитологических коллекций на континенте — Венгерского орнитологического института в Будапеште, включавшая значительные сборы из Карпат, — погибла во время последней войны.
Все это свидетельствовало о необходимости создания новой коллекции птиц Восточных Карпат, которая позволила бы разрешить много неясных вопросов, касающихся, с одной стороны, птиц самих Карпат, а с другой — всей орнитофауны данной части Европы.
Сами Карпаты оставались до наших дней слабо изученными даже в фаунистическом отношении. Вопросы же экологии и зоогеографии этой горной страны совсем не были выяснены.
Большинство основных работ, посвященных фауне Карпат (Завадский, Петрусский, Водзицкий, Карлинский, Коциан), имеет почти столетнюю давность. За это время деятельность человека значительно изменила лицо Карпат, произошли значительные изменения растительного и животного мира этих гор. Вместе с тем далеко шагнули вперед орнитология, экология, зоогеография и другие отделы зоологии, применяющие сейчас новые, более совершенные методы и принципы исследований.
Значительная часть известных нам польских и чешских работ посвящена авифауне Татр, т. е. северо-западной части Карпат, а работы румынских и венгерских орнитологов касаются птиц Южных Карпат, или Трансильванских Альп; Бескиды же, Горганы, Полонины, Черногора и Раховский массив, занимающие центральный участок карпатской дуги, до последних лет были вне поля зрения зоологов.
Почти все исследования, проводившиеся ранее в Карпатах, страдают существенными недостатками. Наблюдения и сборы материалов проводились на весьма ограниченной территории (только Татры, Горганы или Черногора) и не дают общей картины распределения животных, в том числе и птиц, в Карпатах. Исследования охватывали весьма небольшие отрезки времени, поэтому большая часть годового биоцикла птиц осталась невыясненной. Не установлены и общие закономерности распределения авифауны в Карпатах и детальное распространение отдельных видов. Несмотря на наличие значительного количества неясных и спорных вопросов, до наших дней не был критически проанализирован подвидовой состав авифауны Восточных Карпат и горной системы в целом. Поэтому на основании указанных литературных данных нельзя выяснить реальные возможности использования промысловой фауны Восточных Карпат.
Приняв во внимание все недостатки и слабые стороны орнитологических исследований, проводившихся в Карпатах, мы поставили перед собой задачу значительно шире и глубже изучить авифауну гор, положив в основу нашей работы новые принципы.
Мы имели возможность вести наблюдения и на северных и на южных склонах Советских Карпат и благодаря этому выяснить общие закономерности распределения птиц в горной системе.
В отличие от прежних исследователей, мы наряду с изучением орнитофауны самих Восточных Карпат проводили наблюдения и собирали материалы по обе стороны гор — на Подольском плато в западных областях Украины и на Паннонской низменности, в частности на Закарпатской равнине, которая входит в состав этой низменности.
Чтобы охватить исследованиями более обширную территорию, лучше ознакомиться с разнообразными экологическими условиями различных участков гор и более глубоко изучить биологию и экологию отдельных групп и видов птиц, мы в своей работе сочетали маршрутный и стационарный методы исследования. Только в горах пешими маршрутами пройдено несколько сот километров. Маршрутным методом, в частности, обследована, кроме лесных массивов, большая часть крупных и средних субальпийских лугов (полонин) Советских Карпат.
Для изучения фауны существующих растительных зон Восточных Карпат стационарные пункты во время наших исследований были установлены начиная от дубрав Закарпатской низменности и Подольского плато, пояса предгорий, зоны широколиственных и зоны хвойных лесов до пояса стланцев и субальпийских лугов, расположенных на вершинах отдельных гор и хребтов. В нашей работе по сбору материалов ежегодно участвовали работники Зоологического музея и студенты старших курсов биологического факультета Львовского университета. Благодаря этому была правильно организована работа на стационарных точках :в различных пунктах Советских Карпат и собран большой коллекционный материал, в котором насчитывается более 3500 шкурок птиц.
Наши исследования, в отличие от других орнитологических работ, проведенных в Восточных Карпатах, охватывают все без исключения сезоны и месяцы года. За семь лет нашей работы в Советских Карпатах экспедиционные исследования в горах составили 24 месяца, из которых большая часть приходится на летний и осенний периоды.
Огромное влияние на направление нашей работы имела историческая сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина, состоявшаяся в июле — августе 1948 г. Сессия и предшествовавшая ей дискуссия нанесли сокрушительный удар по остаткам метафизических, идеалистических представлений в естествознании, продемонстрировали полную победу передовой творческой материалистической мичуринской советской биологии над реакционным вейсманизмом-морганизмом.
В наших исследованиях мы стремились наиболее полно применить принципы советской мичуринской биологии к объяснению сложных и многообразных связей, образующих единый закономерный процесс развития живой природы. Мы учитывали, что важнейшей закономерностью развития организмов является изменчивость их под влиянием условий внешней среды и диалектическое единство организма и условий существования.
Продолжительный период наших исследований, проводившихся по заранее составленному плану, и большие материалы, собранные во время этих исследований, позволили нам сделать подробное и всестороннее описание орнитофауны Советских Карпат и достаточно глубоко проанализировать ее в связи с конкретными условиями существования.
Мы выяснили и уточнили видовой и подвидовой состав птиц, а также других наземных позвоночных и определили место фауны Советских Карпат в системе зоогеографической классификации Палеарктики. Детальный анализ особенностей распространения животных в границах горной страны, произведенный на основе ландшафтно-географического принципа изучения природы Докучаева — Бёрга, позволил установить не только общие закономерности распределения фауны наземных позвоночных в Советских Карпатах, но и отличительные черты фауны каждой из вертикальных зон и отдельных ландшафтов, входящих в эти зоны, что дало нам материал для разрешения важной теоретической проблемы общебиологического характера — связи животных с ландшафтом.
Изучив распространение птиц в горной системе, мы получили возможность вскрыть глубокую зависимость этого распространения от конкретных условий среды в определенных ландшафтах вертикальных зон.
Разработка вопроса о распространении вида внутри ареала позволила нам выяснить существующие формы связи птиц с теми или иными условиями отдельных ландшафтов, установить зависимость распространения птиц от условий среды и классифицировать ареалы птиц Советских Карпат.
Изучение наземных позвоночных животных, населяющих Советские Карпаты и соседние Закарпатскую низменность и Волыно-Подольское плато, помогло нам определить общие черты и различия горной и равнинной фауны и выяснить их многообразные взаимосвязи, а также уточнить особенности фауны «островной» горной тайги Карпат в сравнении с североевропейской тайгой.
Мы стремились тщательно осветить процесс самого размещения и разную степень проникновения в Советские Карпаты очень своеобразного комплекса видов горной фауны. На основании наших данных можно заключить, что при всем своеобразии и изолированности горной фауны она во многом связана с равнинной фауной и связь эта осуществляется; в частности, через равнинные виды, проникающие в горы по речным долинам.
Исходя из оценки существующих взглядов на происхождение и формирование растительности Карпат, а также на основании анализа фауны птиц Средней и Южной Европы, особенно горных систем, мы нарисовали картину возможного происхождения и формирования авифауны Карпат с учетом изменений, происходящих под влиянием деятельности человека, изменяющей и формирующей ландшафт и фауну, в частности ее размещение, а также с учетом интенсивного расселения ряда видов птиц,, наблюдающегося в настоящее время в Европе.
На основании стационарного изучения в течение нескольких лет подряд основных биоценозов Советских Карпат и выяснения существующих ценотических взаимоотношений мы вскрыли особенности колебаний численности некоторых господствующих групп животных — основных элементов биоценозов, а также установили главнейшие условия среды, определяющие нарастание и уменьшение численности популяций видов.
Изучение вертикального распространения авифауны в пределах отдельных природных зон и даже ландшафтов помогло нам внести существенные коррективы в существующие представления по этому вопросу.
Выяснение особенностей суточных и сезонных вертикальных кочевок и миграций зверей и птиц, обусловленных периодическими явлениями в жизни животных и изменениями главным образом климатических условий среды, позволило установить определенные закономерности вертикальных миграций и кочевок фауны Советских Карпат.
Анализ особенностей распространения близких видов птиц позволил установить некоторые взаимоотношения, существующие между близкими, видами в ландшафтах Советских Карпат и касающиеся, в частности, замещения, а в некоторых случаях прямого вытеснения одним видом, другого, т. е. изучить явление эколого-географического викариата.
В результате специального изучения горных речных долин мы получили возможность выяснить особенности распространения в горах большой группы птиц, связанных с культурным ландшафтом речных долин, показать и объяснить важную роль в формировании авифауны горной страны речных долин как экологических каналов, способствующих проникновению в горы равнинных видов птиц, значение речных долин для фауны внутри гор и для пролетных птиц при преодолении горного, массива.
Изучение фауны птиц Советских Карпат, проводившееся нами в течение 1945—1952 гг., охват исследованиями обширной территории, значительный коллекционный материал и другие данные, несомненно, расширяют знания, касающиеся животного мира этой еще мало исследованной горной страны, недавно воссоединенной со своей родиной — Советской Украиной.
За ценные советы, указания и помощь, оказанную при выполнении данной работы, автор выражает глубокую благодарность члену-корреспонденту АН УССР проф. А. С. Лазаренко, профессорам Г. П. Дементьеву, В. Г. Гептнеру, Б. К. Штегману и доктору биологических наук Н.А. Гладкову.
Источник: Страутман Ф. Й. Птицы Советских Карпат. − К.: Изд. АН УССР, 1954. − 322 с.
Метки: птицы
Комментировать