Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk

Маршрут: п.Ясиня – г.Близница – г.Темпа -с.Усть Чёрная – г.Сиглянска – с.Колочава
Начало маршрута: п.Ясиня, Раховский район
Особенности маршрута: маршрут проходит по горным хребтам и полонинам с резкими высотными перепадами
Протяженность маршрута: 73.5 км
Продолжительность маршрута: 32 часа (четырёх-дневный)
Высота вершины г.Близница : 1,880 метров над уровнем моря
Максимальное вертикальное возвышение от начальной точки: 1251 метров
Сумарное вертикальное возвышение: 3562 метров
Рекомендуемый период года: весна – осень
Допольнительная информация: наличие мобильной связи на г.Близница. Места ночлега: КП «Родники», с.Усть-Черная, с.Колочава

Этот маршрут принадлежит к категории  сложных как по продолжительности, протяженности, так и по суммарному вертикальному возвышению. Для преодоления этого маршрута требуется тщательная подготовка. В тоже время любители горных походов смогут получить массу впечатлений от сценических видов горных хребтов, полонин, лесов. Часто этот маршрут связывают с походом по Свидовецкому Хребту.

Ясиня - Колочава

Добираться до начала маршрута лучше всего маршрутными автобусами или маршрутными такси «Рахов – Ясиня». Не составит большого труда оставить под присмотром местных жителей ваш личный автомобиль где-нибудь вблизи маленьких ресторанчиков или частных домов. Железнодорожный транспорт также может оказаться удобным для достижения начального пункта маршрута.

Карта Ясиня - Колочава

Начало маршрута – контрольный пункт «Поворот на Драгобрат» находится у центральной дороги Рахов – Ивано-Франковск Р 03, в 6 километрах от п.Ясиня (турбаза «Эдельвейс») и на расстоянии 20.7 км от границы г.Рахов (поворот на с.Богдан). Место, где ручей Свидовец впадает в реку Тиса, и есть отправной точкой нашего маршрута. Главное направление движения на г.Близница – Запад. Вначале дорога извиваясь вдоль ручья уходит на Северо-Запад и  через 3 км. поворачивает на Юго-Запад. Пройдя чуть более 500 метров вы выйдите на мост, от которого до базы Спасателей (высота 873 м), трехэтажного деревянного здания, 600 метров. Обычно на начальную часть маршрута уходит 1.5 часа. Далее начинаются подьемы. Двигаясь на Северо-Запад от базы по каменистой дороге, через 430 метров переходим через деревянный мост, затем поворачиваем на Запад. После следующих 100 м. переходим такой же деревянный мост и уходим по дороге на Юг. Через 200 метров наша лесная дорога изгибаясь уходит на Юго-Восток. Вид с вершины г.ТемпаСледующие 0.6 км. следует быть внимательным и не пропустить старую лесовозную дорогу, уходящую на Запад (вправо по ходу движения). Выйдя на заросшую заброшенную лесовозную дорогу вы имеете прекрасную возможность преодолеть редкоходимые людьми места, возможно увидить лесного оленя или косулю. Первые 500 метров дорога ведет строго на Запад, следующие 500 м. через заросли молодых деревьев и кустарников на Северо-Запад. Пройдя эту дистанцию пути с перепадом высот в 140 метров поворачиваете на Юго-Запад и подымаетесь вверх по лесистому крутому склону. Через 500 м. вы выходите на широкую тропу, которая тянется в том же направлении, на Юго-Запад. Далее тропа проходит вдоль крутого склона над ущельем, спукается вниз к ручью, переходит на левый берег ручья и приводит к ферме. Здесь, на высоте 1380 метров над уровнем моря находится летнее стойбище овец и лошадей, временное жилище пастухов. С этих мест хорошо видны вершины Малой и Большой Близниц. От фермы до г.Близница 1.5 км. пути и 500 метов вертикального подьема. Тропа пролегает к г.Близница(Юго-Западное направление) через ложбину и через 900 метров поворачивает на Свеверо-Запад на крутой склон, после 450 метров подьема выходит на траверсную тропу. Последние 170 метров и вы на вершине Близницы.На вершине установлена четырехгранная металлическая призма высотой около двух метров, сваренная из металлического уголка .В ясную погоду с этой вершины, в Юго-Восточном направлении, хорошо просматриваются гора Петрос, слева за ней г.Говерла, справа часть Черногорского хребта. На Северо-Востоке  заметно растянулся посёлок Ясиня. Прямо внизу, по направлению на Север, уютно разместились озеро Ивор, горнолыжная и туристическая база Драгобрат. Чуть левее возвышается гора Стог – любимое место многих горнолыжников. На Северо-Запад простираются хребты Апшинец и Свидовец(см.фото). В том же направлении различима гора Догяска, находящаяся на вершине как-бы изгибающегося хребта. Слева от г.Догяска видна г.Унгаряска и г.Трояска. На Западном направлении примыкают ур.Веденеская Полонина и г. Менчул Малый.Маршрут продолжается на Северо-Запад в направлении на г.Догяска, расстояние до которой 9.3 километра. Данный участок маршрута проходит по хорошо протоптанной тропе, которая идёт то траверсом, то подымается на гребень хребта. Здесь много высотных перепадов: от высоты 1,548 м.н.у.м. до высоты 1,761 м.н.у.м. Местность открытая, без деревьев и кустов. Укрыться в непогоду возможно только в небольших ложбинках.Великолепные вид склонов гор, зеркальные отблески уникальных высокогорных озер воодушевляют любого туриста, достигшего этого зеленно-голубого высокогорья. Спускаемся по узкой тропе строго на Север и через 2.1 км.(около 60 мин. хода) выходим на развилку троп, одна из которых ведет вниз (вправо) на Восток, а другая уходит влево(Северо-Запад) в обход г.Стог, по нашему маршруту. Перед поворотом, внизу справа, видны озеро Ивор и турбаза Драгобрат. Следующим контрольным пунктом(КП «Озера») будут два небольших озерца (слева по ходу), до которых 3.6 км. от развилки. Далее тропа понемногу заворачивает влево и через 2.2 км., на развилке поворачивает на Запад, в сторону г.Догяска. Слева по ходу движения лежит большое озеро Гершаска , защищенное полукругом Апшинского хребта и горой Догяска. В летнее время на прилегающей к озеру полоние выпасаются табуны лошадей и овец. Часть маршрута от г.Близница до г.Догяска. Вид с Апшинецкого хребтаПройдя 1.4 километра в Западном направлении вы достигните вершины г.Догяска. С данной высоты великолепно просматривается весь путь от Близницы. Теперь тропа меняет свое направление в сторону Северо-Запада, вдоль хребта Свидовец , спускается вниз и через 1.7 км. пересекает траверсную дорогу. Далее путь лежит строго на Запад (свернуть влево), в обход г.Унгаряска. Через 2.1 км. дорога сменяет направление на Северо-Западное и протянувшись около одного километра подходит к нескольким родникам(КП «Родники»). В этом месте, на  раскошных  полонинах, в окружении сочных трав и высокогорных цветов туристы часто останавливаются на ночлег. Здесь местные пастухи и жители низовья заготавливают траву на зиму для скота. От родников проходим почти 800 м. на Северо-Запад до следующей развилки и резко меняем направление на Юго-Западное(берем влево), в направлении г.Темпа. Расстояние до г.Темпа составляет 5 км. Вначале обходим вершину г.Малая Куртяска по траверсу на высоте 1,616 м.н.у.м., потом переходим вершину г.Велика Куртяска( 1,621 м.н.у.м.). Потом спускаемся немного вниз к седловине на отметку 1,548 м.н.у.м. и от туда через 1.3 км. выходим на вершину г.Темпа ( 1, 634 м.н.у.м.).
Вершина г.Темпа (1,635 м.ну.м.) представляет собой небольшую полусферическую, почти плоскую поверхность. Здесь нет никаких отличительных знаков. В Восточном направлении от горы простирается Свидовецкий хребет с вершиной Унгаряска, с Юго-Запада примыкает хребет Шанта. По курсу  Северо-Запад лежат горы Шланская (1,456 м.н.у.м.) и Стоги(1,336 м.н.у.м.), слева в междугорье виднеется с.Усть-Чёрная(см.фото). От г.Темпа до с.Усть-Чёрная 12.2 километра, чуть более 4 часов ходьбы. Наша тропа проходит следующие 3.8 км. по хребту, пересекает вершины Шланская, Стоги, высоту 1,378 м. и заходит в лес. Далее тропа виляет по лесу, медленно уклоняясь на Запад, опускается на высоту 1,175 метров и неожиданно входит на полянку, где установлена деревянная колыба. Через следующие 1.5 км. тропа приводит к большой поляне, которая расположена с уклоном в сторону Юго-Запада. Здесь легко сбиться с тропы, если пересекать поляну по прямой в сторону Запада. Выйдя на середину луга возьмите влево, к границе леса в сторону Юго-Запада. От этого места до края села Усть-Чёрная 780 метров. В с.Усть-Чёрной можно провести начёвку и с утра продолжить путешествие.

Заключительная часть маршрута с.Усть-Чёрная – с.Колочава  составляет 30.2.км. В центре села нужно свернуть на улицу, уходящую на Юго-Запад, мимо кладбища. От поворота подымаемся по лесу вверх и через 3.5 км. выходим из лесополосы на полонину (1,130 м.н.у.м.). Далее по хребту Красна движемся в направлении на Северо-Запад, все время набирая высоту. Через два часа 30 минут, пройдя 5 км., достигаем выршины г.Климова(1,492 м.н.у.м.). Потом поворачиваем на Юго-Запад, проходим 1 км. и сменяем направление движения на Северо-Западное. Спускаемся вниз очень крутым и каменистым склоном, достигаем седловины(1,250 м.н.у.м.), после чего подымаемся вверх. Через 800 метров тропа поворачивает строго на Запад и тянется ещё 1 км. до развилки. На развилке уходим правым траверсом в обход горы Гропа, вдоль западного склона. На обходном траверсе находится родник. К этому контрольному пункту будет уже пройдено почти 13 км. Время присмотреть место для ночлега. Здесь можно спуститься к лесополосе и провести ночёвку.Вид с г.Близница на г.Догяска (1,761 м.). Северо-Западное направление.
Продолжаем движение от отмеченного места – предполагаемой ночёвки. Впереди, в северном направлении вдоль хребта Красна находится  г.Сигланский. Эту вершину тоже обходим по траверсу на высоте около 1,515 м.н.у.м. Далее выходим на дорогу, которая проложена по вершинам хребта, и идём в Северо-Зпадном направлении, в сторону высотной металлической конструкции, бывшей радиомачты. Пройдя чуть более 4 километров подходим к развилке дорог, одна из которых ведет к г.Топас, на которой возвышается радиомачта, а другая спускается по хребту Квасный (Северо-Восток) к селу Колочава. С этого места видно и само с.Колочава (По курсу на Север).

Гора Топас (1,543 м.н.у.м.), где установлена  вышка, находится на расстоянии около 1 км. от данного перекрестка. Срезанная часть вершины представляет собой удобную смотровую площадку, дающую прекрасную возможность для ориентировки. Через вершину, в западном направлении лежит маршрут к Ольшанскому водохранилищу, которое питает Теребле-Рикскую гидроэлектростанцию.

Однако, наш маршрут лежит в сторону хребта Квасный. Следующие 4.5 км. предстоит пройти по крутому открытому склону до вершины г.Квасный Верх, опустившись на отметку 964 м.н.у.м. Далее извилистая дорога поворачивает на Северо-Восток, проходит через лес, пересекает ручей и упирается в окраины села. С окраин до центра села чуть больше 2 км. Если, по каким-либо причинам вы опоздаете к последнему рейсовому автобусу, то в пределах с.Колочавы найдется достаточно места для размещения палаток и безопасной ночёвки. Местная детвора окружит вас своим любопытством и предложит доброжилательную помощь в сборе хвороста для костра, приобретении молока или творога с ближайших домов.

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  http://carpaty.net