Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk

Маршрут: с.Лазещина –г.Петрос – г.Говерла – Хребет Чёрная Гора – с.Богдан
Начало маршрута: с.Лазещина, Раховский район
Особенности маршрута: маршрут в основном проходит по горному хребту Чёрная Гора. Начальная часть маршрута с резкими высотными перепадами
Протяженность маршрута: 65.9 км
Продолжительность маршрута: 30 часов (трехдневный)
Высота вершины г.Говерла : 2061 метров над уровнем моря
Максимальное вертикальное возвышение от начальной точки: 1343 метров
Сумарное вертикальное возвышение: 2587 метров
Рекомендуемый период года: весна – осень
Допольнительная информация:   наличие мобильной связи. Места возможного ночлега: Перемычка, озеро Несамовите, г.Чёрная Гора, КП «Деревянные строения»

Маршрут начинается из с.Лазещина, Раховского района. Село  расположено на государственной автодороге Р 03 Рахов – Ивано-Франковск, в 4 километрах от поселка Ясиня и Яблоницкого перевала – границы Закарпатской и Ивано-Франковской областей.

Лазещина - Хребет Черная Гора

Первые километры маршрута проходят по автодороге  местного значения через село Лазещина, в Южном направлении вдоль речки Лазевщина. После 8.5 километров пути дорога упирается в туристическую базу «Кузмещик». В старые времена базу пытались расширить, ввести новые благоустроенные корпуса. Однако, планам не суждено было исполниться. Сегодня, несколько частных компаний пытаются использовать старые постройки. Туристам предоставляются помещения для ночлега и обогрева. Действует небольшой продовольственный магазин.
От турбазы маршрут продолжается на гору Петрос по Юго-Западному курсу (6.5 км.).

Карта Лазещина - Хребет Черная Гора

В начале, через  1 км., лесовозная дорога пересекает лесосортировочную площадку, через следующий километр мост, а через 300 метров следующий мост. Отсчитав еще 400 метров дорога выходит к деревяннам сараям, потом через 350 м. переходит через мост и почти через полкилометра выходит к развилке дорог. Влево от развилки (направление на  Юг) начинается серпантин. Наш маршрут продолжается прямо по курсу на Юго- Запад, вдоль ручья в ложбине склонов. Далее уже тропой продолжаем поход по склонам, через лес, вблизи разрушенных сараев. От сараев через 80 метров выходим на дорогу, уходящую вниз к ручью  в Западном направлении. Следующие 300 метров спускаемся вниз по дороге, переходим ручей вброд и резко поворачиваем в сторону Юго-Запада.
Через 270 метров пересекаем траверсную дорогу(1431 м. н.у.м.), которая связывает два животноводческих стойбища. Оба объекта хорошо видны с дороги. От сюда начинается крутой подьем на Петрос. До вершины остается 1.2 км. Время на преодоление такого расстояния от 1 до 1.5 часов. По ходу подъема попадаются фрагменты тропинок и траверсов. Четко выраженной тропы здесь нет. Поэтому каждая группа туристов должна выбирать свой путь подъема, руководствуясь конкретными климатическими и погодными условиями. Перед вершиной очень крутая и каменистая поверхность склона. Пик вершины обозначен грудой камней, нагроможденной покорителями этой труднодоступной горы.Чёрная Гора(2,028 м.)

С Петроса прекрасно виден весь Черногорский хребет, уходящий на Юго-Восток. За исключением г.Петрос, все двухтысячные вершины Украинских Карпат расположены именно по этой извилистой высокогорной лини черногорского водороздела: г.Говерла, г.Ребра, г.Гутан Темнатек, г.Бребенескул, г.Черная Гора.
В противоположной стороне, на Северо-Запад, в 15 километрах по прямой видимости видна г.Близница, чуть правее от неё изгибается Свидовецкий хребет. На Северном направлении отчетливо видны все детали маршрута от турбазы «Козмещик» до г.Петрос. На Юго-Запад простираются урочище Полонина Гарманеска, за ним полонина Шешул.

Спуск с Петроса в основном проходит по его Юго-Восточному склону. Первые 320 метров проходим в Юго-Западном направлении вдоль хорошо протоптанной тропы, потом поворачиваем влево, строго на Запад. Следующие 0.5 км. очень крутого спуска почти по прямой. В конце спуска выходим на извилистую тропу, которая через 370 метров выводит на широкую траверсную дорогу ( 1,548 м.н.у.м.), соединяющую урочища Гребли и Полонина Германеска.
Двигаемся вдоль траверсной дороги на Северо-Запад и через метров 300 поворачиваем на тропу вправо вверх на Юго-Восток, к врешине холма. Перейдя вершину холма по тому же курсу(1.2 км.) спускаемся к другой траверсной дороге, которая ведет от урочища Сколеска к подножью г.Говерла и далее на Юг к с.Богдан. Берём влево на Юго-Восток и продолжаем поход по дороге, на высоте чуть больше 1,500 метров над уровнем моря. От этого места до контрольного пункта «Перемычка» 1.7 километра. За 200 метров до выхода к Перемычке, справа у дороги будет родник. Сама Перемычка представляет собой достаточно просторную и относительно плоскую поверхность на границе лесополосы. Здесь очень удобное место для превала, ночлега или разбивки туристического лагеря. Это место, от куда начинается восхождение на Говерлу.

Дальше маршрут лежит на вершину г.Говерла и Черногорский хребет. От Перемычки предстоит подняться на 526 метров и пройти 2.5 километра до самого пика Говерлы. Тропа уходит на Восток и тянется 1.4 км. до развилки троп. Одна из которых  продолжается в том же направлении, а другая подымается вверх в Северо-Восточном направлении. Нужно повернуть на тропу уходящую вверх к вершине. Далее тропа через 600 метров выходит на хребет(1,876 м.н.у.м.), поворачивает вправо на Юго-Восток и резко вздымается вверх. Последние 550 метров перед вершиной самые крутые. Черногорский Хребет. Озеро Несамовытное и вершина г.Ребра

И вот долгожданная Высота! Вершина горы Говерла действительно прекрасна. Прежде всего своей могущественностью и труднодоступностью. Все склоны вершины очень крутые, а Северо-Восточный непосилен для пешьего подьёма. Во-вторых, гора привлекательна  окружающими её просторами. В хорошую погоду в любом направлении простираются  зеленно-голубые панорамы гор, хребтов, полонин, маленьких ручьёв и «снежных» озер. Более того, само покорение самой высокой вершины Украины вызывает  огромный эмоциональный подьем, генерирует чувства самоуважения и самодостоинства. И в тоже время, в ненастную погоду Говерла устраивает серьёзные испытыния своим покорителям. В условиях ограниченной видимости, шквального ветра, проливного дождя и непредвиденных снежных метелей требуется особая осторожность и подготовленность при подьёме и спуске с горы. Суровость климата здесь проявляется в небольшом разнообразии флоры и фауны. Вершина горы в основном покрыта высокогорными травами, мхом и лишайником. На земле можно увидеть несколько видов безобидных жуков. В небе иногда парят беркуты и орлы.

Следующий этап маршрута-это путешествие по Черногорскому хребту. Вдоль всего хребта протоптано множество троп как через вершины гор так и в обход их, по обходным траверсам. Хорошим ориетиром и помощником в пути к Черной Горе будут железобетонные пограничные столбики, бывшей польско-чехословацкой границы. Столбики расположились в убывающем порядке номеров: 39 – спуск г.Говерла; 38 – г.Брескул; 37 – г.Пожежевская; 33 – г.Туркул; и т.д. На Чёрной Горе установлен столбик №16. Между столбиками с целыми числами на равных промежутках установленны столбики с дробными числами(например: 37/7, 33/1 и т.д.). Предложенный маршрут петляет вдоль железобетонных столбиков, периодически пересекая линию «старой границы» то слева, то справа. Расстояние от вершины г.Говерла до вершины г.Чёрная Гора 18.1 километра. Вертикальная кривая высоты маршрута  колеблется выше отметки 1,700 метров над уровнем моря. На преодоление этого расстояния уходит 8 –9 часов.

Первые 800 м. спуска с вершины Говерла проходят по очень крутому, каменистому склону. После спуска начинается подъем на г.Брескул(0.6 км.). Следующие 460 метров и мы на г.Пожежевская. От г.Пожежевская до г.Туркул почти 3 км. Проходим столбик № 36 и через 500 метров уходим правым траверсом  на Юг. Через 1 км. выходим к г.Туркул и обходим её слева по Северо-Восточному склону. Далее тропа ведет мимо столбиков №№32/3, 32, 31/3, 31/1, 31, 30/9. На переходе от 32 до 31 столбика слевой стороны по ходу движения внизу лежит озеро Несамовытное. Это уникальное озеро, образованное талыми водами сменяющихся снежных покровов и питающееся дождевыми осадками, не высыхает даже в жаркие летние месяцы. Рядом у озера прекрасные места для отдыха и разбивки палаток. Однако, проследуем далее.

Следующая гора – Ребра( 2,001 м.н.у.м.). От столбика №30/9 до вершины г.Ребра 1.4 км. Данный маршрут предлагает сделать небольшую петлю(760 м.) с целью осмотра восточной части горы, полюбоваться каменными «статуями», торчащими со склонов словно «ребра». Для этого нужно уйти влево на Северо-Восток на развилке троп, которая находиться на расстоянии 0.5 км. от столбика №30/9. Тропа тянется около 400 м. и заканчивается на краю скалистого обрыва. Край обрыва и есть то упомянутое смотровое место. Возвращаемся на основную тропу тем же траверсом.Гора Петрос(2,020 м.). Вид с г.Говерла

Маршрут продолжается по хорошо видимой тропе и по столбовым отметкам. После столбика №29 проходим вершину г.Ребра, потом встречаем столбик №28, от которого тропа уходит к г.Гутан Томнатик(2,016 м.н.у.м.). После столбика №28 траверс немного опускается и тянется вдоль южного склона хребта около 1.1 км. Далее тропа подымается на отметку 1,951 м.н.у.м. и обходит вершину г.Бребенескул. Через следующие 2 км. траверс опускается до отметки 1,910 м.н.у.м., а потом возвышается на 40 метров и обходит г.Мунчель(1,998 м.н.у.м., столб №23). Пройдя 1.1 км. выходим на вершину г.Дземброня(1,878 м.н.у.м., стб.№22). От столбика №22  двигаемся по вершине хребта, опускаемся медленно вниз и через 2.8 километра выходим к седловине( 1,820 м.н.у.м.). От этого места до вершины г.Чёрная Гора 1.8 км. Через  1час 20 минут мы на вершине Чёрной Горы(2,028 м.н.у.м.). Здесь находятся развалины бывшей обсерватории и метереологической станции, построенной в середине тридцатых годов прошлого столетия правительством Польши. Рядом с бывшим зданием есть много удобных мест для установки палаток. За мощными стенами уникального объекта можно укрываться от штормового ветра и дождя. С высот Чёрной Горы просматривается почти весь Чёрногорский Хребет, простирающийся на Северо-Восток. В противоположном направлении на Юго – Востоке видны вершины румынских Карпат. На Востоке растянулись просторы Ивано-Франковской области. Прямо по направлению на Запад лежит село Богдан. В этом направлении находится наш завершающий участок маршрута.

Спускаемся с вершины г.Чёрная Гора в обратном направлении на Северо-Запад. Ровно через 1 километр подходим к каменной возвышенности, перед которой еле заметная тропа уходит влево вниз, вдоль западного склона хребта. Впереди почти один километр крутого спуска сквозь зарослей еловника, горной сосны и зеленной ольхи. Выходим к лесополосе и продолжаем движение по тропе, петляющей среди хвойного леса. Следующие 1.2 км. тропа опускается в направлении на Запад до большой вырубки леса. Дальше тропинка поворачивает на Юго-Запад, тянется вдоль крутого ущелья и через 660 метров выходит на лесовозную дорогу. На стыке тропы и дороги находится деревянный столб, обозначающий границы лесохозяйства. От этого места до с.Богдан 21.4 км.

Остаток пути проходит по грунтовой дороге вдоль ручья Великий Балзатул(6.8 км.). Вначале дорога минует контрольный пункт «Деревянные строения» (1.4 км. от столба лесограницы), потом преходит по нескольким деревянным мостам. От места где ручьи Великий Балзатул  и Стоговец сливаются образуя реку Белая Тиса, дорога поворачивает на Север и продолжается до с.Луги (следующие 6.9 км.). От моста через речку, в селе Луги, до с.Богдан 7.8 километров.

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  http://carpaty.net