Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk

Маршрут: с. Соль – хребет Яворник – пгт. Великий Березный
Начало маршрута: с. Соль, Великоберезнянский район
Особенности маршрута: маршрут проходит по лесистым горным склонам. Начальная часть маршрута крутая
Протяженность маршрута: 18,1 км
Продолжительность маршрута: 8 часов 30 минут (однодневный)
Высота вершины хребта: 1017 метров над уровнем моря
Максимальное вертикальное возвышение от начальной точки: 759 метров
Сумарное вертикальное возвышение: 806 метров
Рекомендуемый период года: весна – осень
Допольнительная информация: на С-3 склоне действующий “Дом туристов”. Наличие связи GSM

Предлагаемый маршрут начинается из села Соль, Великоберезнянского района, находящегося на автодороге Т 14 03 Ужгород-Ужокский перевал. Сюда можно добраться рейсовым автобусом или местной электричкой из В.Березного, Ужгорода, Львова. Хребет Яворник многие годы является плановым объектом для многих туристско-экскурсионных компаний. Несмотря на сложность подьёма здесь всегда можно встретить туристов, местных жителей.

Соль - Хребет Яворник

В окрестностях Яворника вы найдёте живописную природу в любое время года. Широкая полоса хребта тянется с Северо-Запада на Юго-Восток почти три километра. Несмотря на небольшую высоту вершина хребта заростает высокорослыми травами, кустами ежевики, шиповника, малины. Склоны Яворника покрыты в основном деревьями бука и явора. Местами встречаются полосы хвойных деревьев. На северо-восточном склоне хребта на высоте 600-800 м.н.у.м. растут буки-гиганты, достигающие высоты 40-45 метров. Среди бука и граба здесь растут величественные деревья явора. Как утверждают местные жители, горный хребет получил свое название от названия этого дерева. Просторы Яворника предоставляют прекрасную возможность наслаждаться видами карпатских гор и лесов. Отсюда открывается прекрасный картина на Ужанскую долину.

Карта Соль - Хребет Яворник

От с.Соль до нашей цели – высшей точки Яворника (1,017 м.н.у.м.), всего 7.3 километра. Из самого села до вершины проходит лесная дорога. Так что сбиться с пути практически невозможно. Внимательность в ориентации потребуется на спуске, при подходе к поселку Великий Березный.

Из центра села Соль направляемся в сторону реки Уж и железнодорожного моста, который видно с автодороги(южное направление). Небольшая улочка ведет нас между сельскими домами, ныряет под ж.д.мостом и устремляется на край села в восточном направлении. Пройдя 650м. переходим через мост реки Уж. За селом дорога уходит в направлении зданий разрушенной фермы. От зданий дорога резко поворачивает на Юго-Запад, заходит в лес и начинает набирать высоту. На первой развилке дорог нужно идти прямо. От этого места до Яворника 4км. и около 2-х часов ходу. Нашим направлением на начало хребта-дом туристов будет курс 190°. По ходу движения предстоит преодалеть вброд три ручья, непредставляющие собой сложного препятствия. Вскорее на высоте около 389 м.н.у.м. пересекаем место слияния двух небольших ручейков, а затем через 25 м. выходим на раздвоение дорог. Наш путь лежит по правому ответвлению дороги (курс 216°).Западный склон Хребта Яворник
Отсюда начинается самая крутая и самая сложная часть подьёма. В дождливую погоду нужно проявлять осторожность на скользкой поверхности дороги.

Далее крутые участки подъёма чередуются с непродолжительными умеренными склонами, проходящими по лесу. Через 1.1 км. резкого подъёма выходим на пологую часть склона. Проходим несколько полян и выходим к месту, где от основной дороги вправо уходит тропа. Здесь на деревьях сделаны обозначения и указатели в сторону дома туристов. От этого места до приюта всего 190 метров.Аккуратно разместившись на краю горного хребта, это старая каменная постройка многие годы делит тепло и уют с туристами, пастухами или сборщиками ягод. Домик был построен в 1936-1938 г.г., в период чехословацкого владения землями Подкарпатской Руси. Архитектура строения сохраняет в себе историческую культуру туризма того времени и замечательно вписывается в природную красоту гор и сейчас. За умеренную плату вы сможете переночевать в приюте, обогреться, приготовить пищу или просто отдохнуть. Дом туриста «Яворник» (911 м.н.у.м.)
Сделав остановку и осмотрев окрестности «туристического комплекса» продолжим наш путь. Далее дорога уходит на Юго-Восток (курс 150°) в направлении радиотрансляционной антены. Придерживаясь отмеченного ориентира, через 1.6 км. подходим к зданию ретранслятора и через 100 метров на развилке дорог сворачиваем влево (123°). От развилки дорог до высшей точки хребта 290 метров. Это место находится слева у дороги и обозначено небольшим земляным холмиком, на котором иногда может стоять деревянная трапеция, выполненная из тонких стволов деревьев. Здесь же рядом закопан короткий четырёхгранный бетонный столбик, на котором выбиты цифры – 1925. Наш маршрут продолжается в обратном направлении, вначале к дому туристов, а потом к конечной цели. Достигнув здания приюта, уходим по другой лесной дороге в направлении на Юг. До посёлка Великий Березный предстоит пройти 7.3 км. Дорога сразу же начинает резко снижаться, петляя между вырубками леса, еловником и буковыми склонами. По ходу движения, в 200-ах метрах от домика, слева у дороги находится родник, где можно пополнить запасы воды. Однако, нужно помнить, что в жаркие летние дни этот родник пересыхает. Придерживаясь юго-западного направления движения, через 2.1 км. выходим из лесу на открытое пространство. Слева внизу видно село Русская Мочар, а над ним простирается хребет Яворник. Справа к дороге примыкают заросли березняка. На развилке уходим по курсу 226° и через 0.7 км., минуя капличку, выходим на асфальтную дорогу, соединяющую село Русская Мочар и посёлок В.Березный. Далее наш маршрут проложен строго на Запад. Следующие 1.3 км. необходимо пройти по асфальтной дороге до точки примыкания грунтовой дороги, до того места, где автодорога поворачивает под углом 90 градусов на Юг. Отсюда грунтовая дорога подымается вверх и заходит в лес. Подъём в лесу заканчивается выходом на большую поляну (455 м.н.у.м.). Дальше наш путь пойдёт на снижение. Миновав второе поле, дорога раздваивается. Берём вправо, обходим лесополосу и заходим в березняки. Пройдя метров 400 через заросли молодых деревьев, выходим на открытое пространство, впереди которого видны пересекающиеся высоковольтные линии на бетонных столбах. Здесь нужно быть особенно внимательным в выборе направления. Если идти прямо по дороге , проходя под высоковольтной линией, то можно выйти на транспортный мост в п.В.Березный. Наш вариант предлагает кратчайший путь в центр посёлка, к авто и ж.д. вокзалам. Для этого, достигнув линии электропередач, необходимо повернуть вправо в направлении на Запад (курс 286°). Преодолев около 800 метров по крутым склонам, выходим к подвесному мосту через речку Уж. Перейдя на правый берег Ужа, оказываемся в районном центре Великий Березный. Спускаемся с мостика вниз к реке, проходим метров 50 вдоль течения и подымаемя непосредственно на улицу Гоголя. Данная улица заканчиватся выходом в центр посёлка, от которого рукой подать до транспортных вокзалов.

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  http://carpaty.net