Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk
 

Оглавление

М. А. Голубец

В современном лесном покрове гослесфонда Украинских Карпат (в геоботанических пределах) леса, образованные елью европейской, занимают около 480 тыс. га, или свыше 46 % покрытой лесом площади[1].

Ельники Украинских Карпат отличаются хорошим ростом и высокой продуктивностью. Они почти в 2 раза продуктивнее еловых лесов Белоруссии и северо-восточной части европейской территории СССР, а также продуктивнее аборигенных пихтовых и буковых лесов. Ельники отличаются наивысшими фактическими средними приростами и полнотами и только несколько низшим средним бонитетом, чем пихтарники. Их общий прирост на 26 % выше среднего обобщенного прироста всех лесных массивов Карпат.

По характеру роста карпатские еловые леса разделяются на две группы. К первой относятся древостой, произрастающие в полосе смешанных пихтово-буково-еловых лесов (высотный диапазон − 700−1200 м.н.у.м.) и характеризующиеся быстрым ростом и высокой продуктивностью; ко второй − ельники, которые произрастают выше 1200 м, отличаются замедленным ростом и низшей продуктивностью и пространственно совпадают с полосой чистых еловых лесов. Наилучшие показатели роста свойственны еловым лесам в пределах 900−1000 м.н.у.м. [2].

По данным Г. Винцента [3], на гипсометрических уровнях 700−900 м ель растет наилучше на западных и северных склонах, в полосе оптимальных экологических условий (900−1000 м) экспозиция склона не влияет на показатели ее роста, а на высотах более 1300 м она растет лучше на западных и южных склонах. Наивысшей продуктивностью (16 бонитет) отличаются производные ельники, созданные за пределами региона массового природного распространения ели. Древостой смешанных еловых лесов, субдоминантами которых являются пихта белая и бук лесной, растут преимущественно по 1а − I бонитетам, а приполонинные чистые, кедрово-еловые и местами буково-еловые леса относятся к II−III бонитетам.

Материалы исследований биотической продуктивности чистых еловых лесов на северо-восточных склонах Черногоры[4] свидетельствуют, что в одном и том же типе лесорастительных условий структура фитомассы древостоев, начиная от среднего возраста и до возраста спелости, является показателем относительно постоянным. Запасы же фитомассы и ее приросты значительно изменяются. С ухудшением лесорастительных условий и увеличением высоты над уровнем моря уменьшается общая фитомасса ценозов и изменяется ее структура. Это уменьшение происходит главным образом за счет стволовой древесины. Масса хвои, веток и корней с ухудшением климатических и эдафических условий увеличивается.

В связи с почти двухсотлетним периодом эксплуатации еловых лесов Украинских Карпат и огромным размахом культивирования ели европейской на буковых, пихтовых и дубовых лесосеках границы распространения этого вида значительно изменены. В современном лесном покрове еловые леса представлены двумя резко отличающимися категориями − природной и производной. Геоботаническая специфика этих категорий настолько велика, что она должна трактоваться как один из самых основных признаков при исследовании, планировании и организации в них лесохозяйственного производства.

Формация природных еловых лесов занимает наивысшую высотную ступень лесного покрова Горган, Черногоры, Чивчинских, Мармарошских и Гринявских гор и образует темнохвойный пояс, разделяющийся на две различающиеся экологически и ценотически полосы: верхнюю − чистых еловых лесов (в среднем выше 1200 м.н.у.м.) и нижнюю − смешанных еловых лесов с участием пихты и II ярусом бука. Среднее значение нижней границы сплошного распространения ельников составляет 1030 м (минимальное − 700 м), а верхней − 1470 (максимальное −1670 м.н.у.м.).

Природные еловые леса приурочены к холодноватой и умеренно холодной климатической зоне с суммой активных температур от 1000 до 1600°, общей продолжительностью вегетационного периода не более чем 136 дней с суммой осадков до 1500 мм в год. Почвы кислые, очень щебенистые в верхней полосе елового пояса − среднеглубокие и неглубокие, в нижней − глубокие буроземные.

Характерными фитоценотическими и флористическими признаками формации является отсутствие лещины и бузины черной, уменьшение в полосе смешанных пихтово-буково-еловых лесов покрытия, а в полосе чистых ельников почти полное исчезновение большинства неморальных видов (подлесника европейского, ясменника душистого, зубянки клубненосной, герани Роберта, шалфея клейкого, будры плющевидной и др.) Доминантами наземного покрова становятся кислица обыкновенная, ожика лесная, черника, брусника, вейник тростниковидный, гилокомиум блестящий, плевроциум Шребера, политрихум обыкновенный, дикранум метловидный, сфагнум Гиргензона, сфагнум пятирядный. Характерными растениями этого покрова являются подбельник альпийский, сольданелла венгерская, щавель карпатский, ястребинка трансильванская.

Субэдификаторами в смешанных еловых лесах могут выступать бук лесной, пихта белая, сосна кедровая, а компонентами − явор, клен остролистный, вяз горный, береза бородавчатая, реже − сосна обыкновенная, ясень обыкновенный, лиственница польская.

Доминантами кустарникового яруса становятся жимолость черная, таволга вязолистная, бузина красная, рябина обыкновенная.

Формация ели в Украинских Карпатах разделяется на шесть субформаций: чистых еловых, кедрово-еловых, буково-еловых, пихтово-еловых, пихтово-буково-еловых и буково-пихтово-еловых лесов.

Субформация чистые еловые леса (Рісееtа) приурочена к крайним условиям существования лесной растительности в Карпатах. Она занимает около 130 тыс. га или 1/3 площади формации и покрывает приполонинные части склонов наивысших горных массивов − Черногоры, Горган, Чивчинских, Мармарошских и северного макросклона Свидовецких гор. Почвенно-климатические условия субформации исключают возможность произрастания бука и пихты, поэтому ель образует сплошные массивы монодоминантных сообществ, только иногда с незначительной примесью кедровой сосны европейской. Субформация разделяется на пять экологических групп ассоциаций (типов лесорастительных условий): влажные олиготрофные чистые рамени, сырые олиготрофные чистые рамени, влажные мезотрофные чистые рамени, сырые мезотрофные чистые рамени и болотные мезотрофные чистые рамени.

Наиболее распространены влажные мезотрофные чистые рамени. Они занимают 58 % площади субформации, объединяют наиболее продуктивные чистые еловые сообщества (I−III бонитет) и имеют большое гидрологическое и почвозащитное значение. Характерными их ассоциациями являются рамени кисличная, ожиковая, черничная и гилокомиевая.

Влажные олиготрофные чистые рамени (рамени моховая, бруснично-чернич-ная, чернично-вейниковая и чернично-зеленомоховая) формируются на бедных, очень каменистых неглубоких буроземах и объединяют, главным образом, приполонинные почвозащитные леса.

Другие экологические группы ассоциаций распространены мало, не имеют лесопромышленного значения, но всегда выполняют большую почвозащитную и водорегулирующую роль, поэтому вместе с влажными олиготрофными чистыми раменями должны подлежать полной охране.

Субформация кедрово-еловые леса (Сеmbreto-Рiceeta). Она приурочена к верхней полосе еловых лесов и сформирована на бедных каменистых почвах с хорошо выраженным торфянистым горизонтом и покрытых сплошным ковром мхов. Площадь коренных кедрово-еловых сообществ составляла не менее 15−20 тыс. га. Однако кедровая сосна европейская была уничтожена в них, во время сплошных и приисковых выборочных рубок, и в современном лесном покрове они занимают не более 2− 3 тыс. га.

Современные кедровые ельники приурочены к бедным каменистым переувлажненным почвам и распространены почти исключительно в Горганах. По данным структуры и продуктивности древостоев их можно отнести к трем экологическим группам ассоциаций: влажным олиготрофным (асс. кедровая рамень чернично-зеленомоховая), сырым олиготрофным (асс. кедровая рамень бруснично-сфагновая) и влажным мезотрофным (асс. кедровая рамень чернично-гилокомиевая). Наиболее продуктивны кедрово-еловые леса во влажных мезотрофных типах. В 100 − 120-летнем возрасте кедровая сосна здесь достигает 25−28-метровой высоты и 70−80 см в диаметре. Однако здесь ее и наиболее интенсивно вырубывали, поэтому большинство площадей кедрово-еловых раменей в настоящее время заняты производными чистыми ельниками. Эта экологическая группа ассоциаций должна быть местом возобновления кедровой сосны прежде всего с целью получения ее ценной древесины.

Влажные олиготрофные и сырые олиготрофные кедровые рамени менее распространены. Именно они явились местом сохранения кедровой сосны. Здесь в 120−140-летнем возрасте она достигает 14−18 м высоты и 36−40 см в диаметре и превышает по размерам ель. Лесные сообщества в этих типах лесорастительных условий имеют исключительно почвозащитное значение и подлежат полной охране.

Субформация буково-еловые леса (Fageto-Piceeta) характерна главным образом для Горган, а также бассейнов Прута и Черного Черемоша. Она распространена в пределах высот 900−1200 м.н.у.м. и приурочена, главным образом, к большим горным седловинам, через которые в глубину Карпат проникают теплые воздушные массы с Венгерской низменности; это благоприятствует смягчению климата и появлению во втором ярусе еловых фитоценозов бука. Буково-еловые леса характеризуются более мощными и менее каменистыми, чем в чистых или кедровых раменях, почвами, появлением в травяном ярусе многих неморальных видов (ясменника душистого, подлесника европейского, зубянки железистой), уменьшением покрытия черники, ожики лесной и высшей продуктивностью древостоев. Они занимают как бы промежуточное положение между полосами чистых и пихтово-буковых раменей и представлены только одной экологической группой ассоциаций − влажными мезотрофными буковыми раменями (ассоциации зеленчуково-кисличная и разнотравно-гилокомиевая). В настоящее время в связи с рубками главного пользования и целенаправленным возобновлением преимущественно ели половина этих лесов заменена чистыми ельниками. Учитывая почвоулучшающую и стабилизирующую (против ветровалов) роль бука, его участие в составе еловых лесов необходимо восстановить.

Субформация пихтово-еловые леса (Аbieto-Рiсееtа) описана для Украинских Карпат Л. И. Милкиной [5]. Эти леса распространены отдельными полосами и очагами в высотном диапазоне произрастания смешанных буково-темнохвойных и буковых лесов (в пределах 700−1150 м.н.у.м.). Их существование обусловлено не климатическими, а почвенно-геологическими условиями: они формируются на торфяно-горноподзолистых и бурых лесных маломощных легкосуглинистых сильноскелетных почвах, подстилаемых безызвестковистыми слюдистыми кварцевыми песчаниками ямненской, выгодской, топильчанской и других свит. Они бедны по флористическому составу. В древесном ярусе отсутствует бук, изредка встречаются береза бородавчатая, явор. Доминантами травянисто-кустарничкового яруса являются черника, щитовник австрийский, значительного покрытия достигают кислица обыкновенная, плаун колючий, подбельник альпийский, почти сплошной ковер создают мхи с господством дикранума метловидного. Преобладающими в пределах субформации являются черничная, австрийско-щитовниковая и дикрановая ассоциации. В современном лесном покрове на месте коренных растительных группировок произрастают чистые ельники.

Субформация пихтово-буково-еловые леса (Аbieto-Fageto-Piceeta). Коренные леса данной субформации занимали более 100 тыс. га или 26 % площади еловых лесов Карпат. Они узкой полосой от границы с Румынией до долины Мизунки покрывали северо-восточные макросклоны Карпат в пределах высот 700− 1000 м.н.у.м. В их фитоценозах кроме постоянной примеси в I ярусе пихты (покрытие 10−20 %), среднесомкнутый II ярус образует бук, лучше развит подлесок с участием таволги вязолистной, бузины красной и жимолости черной, из травяного покрова исчезают подбельник альпийский, сольданелла венгерская и щавель карпатский, возрастает обилие неморальных видов, почвы более богатые и менее щебнистые. Древостой I-Iа бонитетов.

Субформация имеет широкий экологический ареал и состоит из пяти экологических групп ассоциаций. Наиболее распространены влажные мезотрофные (ассоциации кочедыжниковая и пролесниково-кисличная) и влажные эвтрофные (асс. ясменниково-кисличная) пихтово-буковые рамени. Именно в этих типах смешанные леса на больших площадях были заменены еловыми монокультурами, массово повреждавшимися ветровалами прошлых лет. Влажноватые мезотрофные (асс. зеленчуковая) и сырые мезо- и эвтрофные (ассоциации политрихово-подбеловая и подбеловая) типы распространены редко, занимают небольшие площади и не имеют самостоятельного хозяйственного значения. Главной лесоводственной задачей в этой субформации является восстановление смешанных и устойчивых пихтово-буково-еловых сообществ.

Субформация буково-пихтово-еловые леса (Fageto-Аbieto-Рiceeta) занимает в Украинских Карпатах своеобразную экологическую нишу, характеризующуюся, по сравнению с предыдущей субформацией, более мягким климатом, большим количеством осадков, меньшими колебаниями температуры и влажности воздуха. Эти условия обусловливают значительное увеличение в составе I яруса пихты (до 35−40 %), формирование сомкнутого высокобонитетного второго яруса бука, ясеня обыкновенного, явора и вяза горного и наиболее продуктивных в пределах формации сообществ (запас стволовой древесины в спелых древостоях иногда превышает 1000 м3/га). Основными местами произрастания буково-пихтово-еловых лесов являются Раховская и Ясинская котловины и среднегорье Черновицкой обл.

Эти леса богаты флористическим составом наземного покрова, в подлеске встречаются лещина и бузина черная; более мощные и богатые почвы. К ним относятся только две экологические группы ассоциаций − влажные мезотрофные (асс. папоротниково-кисличная) и влажные эвтрофные (асс. кислично-ежевичная) буково-пихтовые рамени. Площадь природных буково-пихтово-еловых лесов составляла приблизительно 50 тыс. га (13 % площади формации). Современные сообщества этой субформации на значительных площадях лишены второго яруса бука, в них искусственно уменьшено участие пихты. Местами встречаются чистые еловые культуры.

Производные ельники в современном растительном покрове Украинских Карпат занимают около половины площади еловых лесов. Их общей чертой, как в границах субформаций пихтово-буково-еловых и буково-пихтово-еловых лесов, так и в поясе буковых и дубовых лесов, является упрощенная структура (четко выраженная одноярусность), высокая продуктивность в молодом возрасте (Iа−Iб бонитеты), низкая устойчивость к ветровалам, болезням и вредителям, а также более низкий возраст природной спелости, чем естественных еловых лесов. В них остается почти неизменным флористический состав травяного покрова коренных растительных сообществ, но доминирует почти во всех фитоценозах кислица.

Наименее продуктивны и недолговечны производные ельники на месте прикарпатских пихтово-буковых и пихтово-дубовых лесов. Здесь они расстраиваются уже в 35−40-летнем возрасте. Считалось, что еловые древостой продуктивнее буковых. Сравнительные исследования их продуктивности[6] показали, что это мнение было ошибочным. Производные ельники, созданные на месте бучин, до 30−40 лет отличаются высокими темпами накопления растительной массы; в этот период продуктивность их преимущественно выше буковых фитоценозов. Однако после 40−50 лет в них наблюдается ускоренное усыхание ели, снижение полнот и ослабление текущего прироста. Уже в 30 лет годичный прирост фитомассы в коренных буковых ценозах может быть выше, чем в производных еловых, а к 70−75 годам его превышение достигает 22 %. Поэтому в приспевающем и спелом возрасте запас фитомассы ельников ниже, чем бучин. Массовое повсеместное выращивание ели в Украинских Карпатах завершилось огромными убытками, обусловленными потерями приростов и качества древесины, катастрофическими ветровалами и наводнениями.

Актуальными вопросами карпатского лесоводства остаются реконструкция монокультур ели, возобновление смешанных лесов, повышение устойчивости и продуктивности лесных массивов, улучшение их полезных и защитных функций. Доминирование ели должно быть возвращено в пределы округа карпатских еловых лесов, т. е. в регионы ее массового естественного распространения.

Источник: Украинские Карпаты. Природа / Голубец М.А., Гаврусевич А.Н., Загайкевич И.К. и др. -Киев : Наук.думка, 1988. – 208


[1] Голубец М. А. Ельники Украинских Карпат.− Киев : Наук, думка, 1978.− 264 с.

[2] Голубец М. А. Ельники Украинских Карпат.− Киев : Наук, думка, 1978.− 264 с.

[3] Vincent S. Topografie lesů w Československé Republice. Č. 2. Rachowsko. − Praha, 1936.− 160 s.

[4] Біологічна продуктивність смерекових лісів Карпат. − К. : Наук, думка, 1975. − 240 с.

[5] Милкина Л. И. Об экологии и распространении пихтовых лесов в Украинских Карпатах в связи с задачей их картирования п восстановления // Ботан. журн., 1983.− 68, № 4.− С. 503−513.

[6] Биогеоценотический покров Бескид и его динамические тенденции.− Киев : Наук, думка. 1983.− 240 с.

Метки: ,

Комментировать

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  https://carpaty.net

Copyright © Региональный Информационный Центр "Карпаты" E-mail: carpaty.net@gmail.com