Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk
 

К  ОГЛАВЛЕНИЮ

112. Обыкновенный домовый воробей Passer domesticus domesticus L.

Многие авторы указывают на определенную зависимость проникновения домового воробья в горы от посева в горах хлебных культур и постройки жилищ. Присоединяясь в основном к этим положениям, мы считаем необходимым уточнить отдельные моменты.

Так как большинство населенных пунктов построено в горах по дну речных долин, особенно в горных котловинах и котловинообразных расширениях речных долин, а соседние с ними террасы и склоны долин засеваются пшеницей, рожью, ячменем, овсом и другими культурами, то домовые воробьи в горах распространены преимущественно в речных долинах.

Часто отдельные избы и группы домов лепятся высоко в горах. Около таких построек мы очень редко находили домовых воробьев, тогда как ниже, в поселках, их было много.

Как показали наши наблюдения, посевы овса на склоне долины посещаются воробьями главным образом на нижних участках склонов; верхние же участки остаются почти не тронутыми ими. В нескольких местах на перевалах боковых водоразделов на высоте 900—1000 м мы находили большие площади, засеянные овсом (Прешлип, Яворово,. Стригальне, Водичне). Несмотря на наличие по соседству с ними жилых построек, найти там домовых воробьев не удавалось.

Подобные многочисленные примеры убеждают нас в правильности предположения о зависимости распространения домовых воробьев в горах от высоты над уровнем моря и, следовательно, о большой их связи с речными долинами. По этим долинам домовые воробьи, как по туннелям или каналам, проникают в глубь горной страны, достигая самого водораздела. Речные долины с их постепенным, незаметным подъемом, с наличием культурного ландшафта, который вклинивается глубоко в зону буковых и хвойных лесов, одевающих склоны гор и долин, способствуют проникновению в глубь горной страны многих видов равнинных птиц и других животных, связанных с культурным ландшафтом и его отдельными элементами: населенными пунктами, полями, садами, огородами и т. п. Одним из спутников человека является домовый воробей, проникший за ним далеко на север — в тайгу, на юг — в пустыню и в горы.

В Восточных Карпатах домовые воробьи гнездятся в населенных пунктах и вблизи них, по долинам рек как северных, так и южных склонов гор. Они встречаются даже в селениях, лежащих на самих перевалах и вблизи них на высоте 800—900 м (Ужок, Сянки, Воловец, Лавочне, Щире, Подобанец, Гукливе, Яблоница и др.).

Воробьев мы находили не только по основным, но и по боковым речным долинам, если они достаточно широки, не залесены и имеют поселки и возделанную вблизи них землю.

Наряду с этим мы констатировали отсутствие воробьев в поселках, лежащих в глубине боковых, даже широких котловинообразных речных долин, вход в которые был закрыт «замком», образованным в результате нескольких крутых поворотов реки, или в том случае, когда соседние села лежали на значительном расстоянии друг от друга, а участок долины между ними был сплошь покрыт лесом, спускающимся к самой реке. Мы обратили внимание и на то, что в тех селах, где население держит значительное количество лошадей, летом и зимой встречалось очень много домовых воробьев; в отдельных же хуторах и небольших поселках, где лошади отсутствуют, воробьев нет ни в зимнее, ни в летнее время.

На притоке Тересьвы Брустурке, в селах Брустурах и Быстрике, до войны было много домовых воробьев. Во время войны население было выселено с гор, а их лошади и скот конфискованы мадьярскими фашистами. Несмотря на то, что в эти годы в горах не было посевов, в селах жили воробьи, которые концентрировались вблизи военных конюшен, находя там для себя достаточно корма.

После отхода немецко-мадьярских войск, угнавших с собой лошадей и скот, все конюшни и хлевы в этих селах опустели, кроме того, большинство построек было сожжено. В довершение всего зима оказалась суровой, морозной и многоснежной. Вследствие этого домовые воробьи в селах Брустурах и Быстрике в зиму 1944/45 г. полностью вымерли и сейчас там отсутствуют, тогда как в 3—4 км ниже по долине, у места слияния р. Брустурки с р. Мокрянкой, в с. Усть-Черном их очень много.

Воробьям трудно снова проникнуть в указанные села и заселить их из-за особого характера строения нижней части долины Брустурки, на чем мы подробно останавливались при описании канареечного вьюрка.

113. Обыкновенный полевой воробей Passer montanus montanus L.

Сведения о распространении полевого воробья в Карпатах весьма скудны и неопределенны. К. Водзицкий (1851) пишет, что этот воробей не продвигается так высоко в горы, как домовый, населяя те же участки гор, что и зеленушка. А. Коциан (1884) указывает на появление стаек полевых воробьев в зимнее время в огородах Оравиц, где в весеннее и летнее время он их не видел и данных о гнездовании их в горах не имеет. Основываясь в первую очередь на материалах указанных авторов, Я. Доманевский (1915) говорит, что неизвестно, как высоко в горах гнездится полевой воробей.

А. Грабарь (1931) ограничивается короткими замечаниями — «звичайна у нас птиця», а в работах Ю. Фридрихевича (1935) и А. Дунаевского (1935) о полевом воробье вообще ничего не говорится.

По долине р. Уж в селениях и около них Л. Портенко (1950)  встречал полевых воробьев меньше, нежели домовых. В августе около с. Велико-Березного на хлебных и кукурузных полях он наблюдал большие стайки этих птиц. А. Кистяковский же (1950) данный вид в Карпатах не обнаружил.

Мы находили полевых воробьев в горах по многим долинам рек северных и южных склонов Карпат. Однако птицы встречались не на всем протяжении долин, что определяется их морфологией и наличием там необходимых условий для существования этого вида птиц.

По долине р. Уж полевые воробьи найдены от предгорных участков долины до сел Велико-Березного и Ставного; по долине р. Латорицы — до сел Чинадиево, Свалявы и вновь после перерыва в с. Воловце, вблизи Воловецкого перевала; по долине р. Боржавы — до сел Кушницы, Березняков, а по ее боковым притокам — до сел Лисичево, Сухого; по долине Рики — до с. Березово и дальше после перерыва в селах Межигорье, Соймах, Репино; по долине р. Тересьвы — до сел Нересницы, Дубового, а также всюду на склонах и по дну обширной Мармарошской котловины, образованной р. Тиссой, — до г. Солотвина и с. Велико-Бычково.

На северных склонах Карпат полевые воробьи встречались нам по долине р. Черемоша около с. Жабьего, по долине Прута — до с. Яремча; по долине р. Лимницы — от с. Перегинско до с. Ясеня; по долине р. Опора — от с. Синеводско-Выжнего до с. Славское и даже с. Лавочне у самого перевала. Во многих из перечисленных пунктов мы не только наблюдали, но и добыли полевых воробьев.

На Закарпатской равнине и Подольском плато полевой воробей всюду водится в большом количестве. В предгорьях, на склонах, обращенных к равнине, полевые воробьи в зависимости от характера склона поднимаются на 200—300 м и больше. По фруктовым садам предгорий, где между деревьями сеют зерновые культуры, на виноградниках, где балки и яры зарастают густым кустарником, летом гнездится и держится большое количество полевых воробьев. Когда поспевают хлеба, птицы перекочевывают по соседству с полями; тогда выводки и мелкие стайки вырастают в многочисленные стаи, которые держатся всю зиму определенной территории.

Рис. 30. Passer montanus montanus L.

В горы полевые воробьи проникают только по речным долинам, от морфологии которых в основном зависит возможность пребывания воробьев в глубине горной страны. По широким долинам, дно которых от одного до другого края иногда измеряется несколькими километрами, а предгорная часть широкими «воротами» открывается на равнину, полевые воробьи глубоко проникают в горы, поднимаясь почти до самых перевалов на главном водораздельном гребне. Такие долины обычно густо заселены; население вспахивает речные террасы и склоны долин, засевает их зерновыми культурами и разводит огороды.

Вблизи этих полей и огородов глубоко в горах полевые воробьи держатся круглый год, гнездясь на опушках соседних лесов, в дуплистых деревьях поймы реки и непосредственно в садах и на деревьях среди поселка. Здесь они часто не только зимой, но и летом живут вперемежку с домовыми воробьями. В этом мы не раз убеждались.

Во время больших снегопадов и сильных морозов полевых воробьев нередко можно найти вместе с домовыми воообьями в конюшне. коровниках, на скотных дворах. Это мы наблюдали в декабре 1946 г. и в январе 1949 г. в селах Лисичево, Сухом, Кушнице, Керецках Иршавского района Закарпатской области. Чем глубже и выше в горы, тем сильнее сближаются в биологическом отношении два эти вида воробьев, особенно в зимнее время. Летом же они большей частью ведут самостоятельный образ жизни.

Обитая вблизи населенных пунктов, полей, огородов и непосредственно в садах и древесных насаждениях на окраинах селений, полевые воробьи, как показывают наблюдения А. Кистяковского (1950) и наши данные, приносят значительную пользу, уничтожая большое количество семян сорняков, насекомых и особенно всевозможных жуков, хитиновые остатки которых содержатся буквально в каждом желудке добытых птиц.

По узким и глубоким долинам с крутыми или отвесными склонами обычно нет населенных пунктов, полей и огородов. Там полевые воробьи не встречаются. Ту же картину мы можем наблюдать, сравнивая разные участки одной долины. В местах, где долина суживается, а поросшие лесом склоны ее сближаются, отсутствуют необходимые условия для существования полевых воробьев, и мы не находим этих птиц. Наоборот, в котловинообразных расширениях долин и горных котловинах, лежащих на значительной высоте, даже в непосредственной близости от водораздела, заселенных и покрытых полями, полевые воробьи являются обычными птицами. Наглядным примером может служить наличие полевого воробья по долине Латорицы до Свалявы, отсутствие его на участке Нелипино—Воловец и появление вновь в Воловце и его окрестностях. Не менее показательно распространение полевого воробья по долине Рики. Начиная от Хуста до с. Березово, пока долина широкая, полевые воробьи встречаются всюду, но как только за селом долина сужается и поля исчезают, на протяжении нескольких десятков километров до районного центра Межигорья мы их не находим, вновь обнаруживая в горной котловине, где лежит с. Межигорье.

Если учесть сказанное, то станет понятно, почему в западной части Полонинских и Вулканических хребтов, с южной стороны гор и в Бескидах, на северных склонах Карпат, где горы сравнительно низкие, а речные долины широкие, полевые воробьи глубоко проникают в горы, тогда как в восточной части Полонин, в Горганах и Черногоре, где горы особенно высокие, а долины узкие и глубокие, полевые воробьи встречаются лишь в предгорной части долин, в широких участках их и только местами проникают в глубь гор, достигая котловинообразных расширений и котловин. Этим же объясняется отсутствие полевых воробьев в боковых долинах, куда они проникают очень редко, селясь в большинстве случаев только по долинам главных рек.

Альпийский вьюрок Montifringilla nivalis nivalis L.

А. Коциан (1884), И. Фривальдский (1891) и другие авторы отмечают единичные случаи залета альпийских вьюрков на разные участки Карпат. А. Завадский (1840) пишет, что они гнездятся в центральных Карпатах и Буковинских Альпах. Это утверждение вызвало сомнение у польских орнитологов и не подтвердилось нашими наблюдениями, хотя мы внимательно обследовали все крупные полонины системы Черногоры, Мармарошского массива, Горган, Свидовца и других гор. Очевидно, альпийский вьюрок лишь изредка залетает в Карпаты из Альп, где он гнездится.

По мнению А. Кистяковского (1950), альпийский вьюрок как залетная птица может встречаться в Восточных Карпатах, так как имеющиеся данные говорят о добыче их в Словакии (Попрад), недалеко от границ Закарпатской области.

Европейский каменный воробей Petronia petronia petronia L.

Только А. Завадский (1840) считает каменного воробья гнездящейся птицей Карпат. Другие орнитологи и наши исследования не подтверждают наличия каменного воробья в Советских Карпатах.

Источник: Страутман Ф. Й. Птицы Советских Карпат. − К.: Изд. АН УССР, 1954. − 322 с.

Метки:

Комментировать

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  https://carpaty.net

Copyright © Региональный Информационный Центр "Карпаты" E-mail: carpaty.net@gmail.com