Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk
 

Буржуазные революции, вспыхнувшие в ряде стран Европы в начале 1848 г., охватили своим пламенем и Австрийскую монархию. 13 марта началось восстание в Вене, которое привело к свержению реакционного правительства Меттерниха и созданию 17 марта правительства из представителей дворянства и либеральной буржуазии. Император Фердинанд I был вынужден провозгласить буржуазно-демократические свободы и пообещать конституцию. 15 марта восстало население Будапешта, а через два дня сформировалось правительство Венгрии. 18 марта венгерский сейм принял ряд законов о буржуазных преобразованиях в стране, касавшихся и Закарпатья.

Революционные события в странах Западной Европы получили широкий отклик в Карпатском регионе. Усилилась борьба народных масс Прикарпатья, Северной Буковины и Закарпатья за ликвидацию феодально-крепостнического строя и абсолютизма, за социальное и национальное освобождение.

С самого начала революции на землях Карпатского региона в центре политической жизни оказался крестьянский вопрос. Крестьяне Прикарпатья выражали недовольство попытками правительства урегулировать размеры барщины. Помещики и австрийские власти боялись нового крестьянского восстания, аналогичного произошедшему в 1846 г. Поэтому австрийское правительство 17 апреля 1848 г. дало указание объявить в Галиции об отмене феодальной зависимости крестьян и барщины.

Освобождение крестьян явилось важной предпосылкой развития в Прикарпатье массового движения за демократические преобразования. В марте 1848 г. во Львове состоялись народные демонстрации, вынудившие губернатора дать согласие на освобождение политических заключенных и формирование национальной гвардии. В крае возникли различные, в том числе политические организации, руководство которыми захватили буржуазно-либеральные круги. Польская либеральная буржуазия и либеральные помещики 13 апреля сформировали во Львове свой руководящий орган — «Центральну раду народову», которая добивалась осуществления буржуазных реформ и превращения Галиции в польскую автономную провинцию Австрийской монархии, отрицая при этом право на отдельное национальное развитие большинства населения Восточной Галиции — украинцев.

Представители украинской либеральной буржуазии, светской интеллигенции, низшего и высшего униатского духовенства 2 мая 1848 г. сформировали во Львове постоянно действующий политический орган — «Головну руську раду», которая, выступая за проведение буржуазных реформ, добивалась обеспечения свободного национального развития украинского населения Восточной Галиции. В воззвании к народу, опубликованном в газете «Зоря Галицька» — первой во Львове газете на украинском языке,— она заявляла: «Мы, русины галицкие, принадлежим к великому руському (т. е. украинскому.— Авт.) народу, который разговаривает одним языком и насчитывает 15 миллионов, из которого два с половиной миллиона населяют землю Галицкую». Это было первое в Восточной Галиции официальное заявление о том, что украинцы Приднепровья и Галиции — одна нация. Однако осуществление своей программы «Головна руська рада» связывала поначалу с приверженностью Австрийской конституционной монархии, а затем, в меру наступления реакции, начиная с осени 1848 г., ее руководство, оказавшись полностью в руках консервативной верхушки униатского духовенства, пошло на союз с контрреволюцией.

В первые месяцы революции в городах, местечках и селах Восточной Галиции образовалось около 50 местных «руських рад», из них 19 в Прикарпатье (Коломыя, Станислав, Стрый, Самбор, Богородчапы, Болехов, Галич, Грушев, Дрогобыч, Жуков, Журавно, Калуш, Косов, Мокряны, Перегинское, Подбуж, Сколе, Снятин, Турка), в состав которых избирались представители демократических слоев, главным образом, крестьяне, горожане, светская интеллигенция, представители низшего духовенства. Развернув активную общественно-политическую и культурно-просветительную деятельность, они завоевали авторитет и популярность среди народных масс, явились организаторами борьбы за отделение Восточной Галиции от Западной, т. е. ее территориальную автономию, за создание украинской национальной гвардии, демократизацию школьного дела, преподавание во всех учебных заведениях на родном языке и т. п.

Правящие круги Австрии, защищая интересы господствующего класса, игнорировали большинство требований украинских народных масс. Однако, боясь их гнева, австрийское правительство пошло па уступки, разрешив в 1848 г. вести обучение на украинском языке в народных школах и преподавание этого языка в качестве обязательного предмета в гимназиях. В начале 1849 г. была открыта кафедра украинского языка во Львовском университете, которую возглавил Я. Ф. Головацкий.

Составной частью борьбы за демократические преобразования явилось оживление культурно-просветительного движения в крае. В октябре 1848 г. во Львове состоялся съезд деятелей украинской культуры и науки, в котором приняли участие 119 человек, в том числе многие представители Прикарпатья. Продолжая и развивая прогрессивные традиции «Руської трійці», съезд выступил за распространение образования среди народных масс, издание популярных книг для народа, обучение детей на родном языке, укрепление культурных связей с Россией, преподавание в школах русского языка, наметил пути литературной и научной деятельности и одобрил внесение изменения в литературный язык с целью его приближения к народному.

Активизировалась литературная жизнь. Последователи «Руської трійці» Н. Л. Устиянович и А. Л. Могильницкий, проживавшие в Прикарпатье, в это время написали свои лучшие произведения. Произошли сдвиги в издательском деле. Были предприняты первые попытки переиздания в Галиции отдельных произведений новой украинской и русской литератур. К. Блонский организовал издание в Вене знаменитой поэмы И. П. Котляревского «Энеида», однако оно не было завершено. В 1849 г. И. Борисикевич издал во Львове повесть Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Маруся», П. Головацкий перевел па украинский язык повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (издана во Львове в 1850 г.).

В созданных во время революции украинских газетах печатались произведения И. П. Котляревского, Н. Л. Устияновича, А. Л. Могильницкого. Некоторые газеты информировали об общественном движении на Украине. Прогрессивная польская газета «Постемп» («Прогресс») в одном из майских номеров 1848 г. сообщила об организации в Киеве Кирилло-Мефодиевского общества и о революционной деятельности Т. Г. Шевченко. Газета «Дневник руський» в октябре 1848 г. в статье «Слово о Руси и ее политическом положении» писала, что Т. Шевченко «сегодня считается мучеником дела руськой свободы…». И. Вагилевич на страницах этой газеты называл Т. Шевченко знаменитым поэтом, стихотворения которого «полны страстного чувства». В этой же газете польский поэт Г. Яблонский напечатал стихотворение «Мученикам вольности 1847 г.», в котором воспевал кирилло-мефодиевцев как борцов «за свободу, за вольность братии». Н. Устиянович с трибуны съезда деятелей культуры и науки призывал набираться силы у «громкого Шевченко». Известия об участии Т. Шевченко в тайном обществе, о его борьбе за свободу народа способствовали росту популярности поэта в среде прогрессивной интеллигенции.

Во время революции возникло активное театральное движение в Прикарпатье. 8 июня 1848 г. в Коломые любительская труппа поставила переработанную И. Озаркевичем «Наталку Полтавку» И. П. Котляревского под названием «Дівка на виданні, або на милування нема силування». Это был первый в крае публичный спектакль по пьесе украинского автора и поставленный на украинском языке. Затем на коломыйской сцене были поставлены в переработке «Москаль-чарівник» И. П. Котляревского, «Сватання на Гончарівці» Г. Ф. Квитки-Основьяненко и другие пьесы. Театральные представления по пьесам украинских авторов впервые состоялись также в октябре 1848 г. во Львове и в других городах, некоторых селах. Они пробуждали в народных массах патриотические чувства, любовь к родной культуре.

Развитие украинского национально-освободительного движения приветствовала передовая польская общественность. Так, газета «Постемп», выступая за строительство будущего польского демократического государства на федеративных началах, высказывалась за поддержку украинского освободительного движения как союзника в борьбе против сил реакции. За налаживание тесного сотрудничества с польским освободительным движением на демократической основе выступали прогрессивные украинские деятели. Бывший участник революционного подполья В. И. Подолинский (1815—1876) в брошюре «Слово предостережения» призывал к укреплению революционного союза украинского и польского народов. Как и многие другие передовые славянские деятели того времени (например, русские революционеры М. А. Бакунин, А. И. Герцен, члены Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве), предпосылкой социального и национального освобождения украинского народа он считал освобождение всех славянских земель и создание федерации демократических славянских республик, выступал за свободное развитие всех порабощенных народов, дружбу между ними и единение в освободительной борьбе. Таким образом, попыткам шляхетско-буржуазной верхушки разжечь межнациональные распри представители украинской и польской прогрессивной общественности противопоставляли идею дружбы и сотрудничества в освободительной борьбе народов.

Яркие примеры единения в освободительной борьбе продемонстрировали народные массы. Это, в частности, совместные действия украинских и польских крестьян из Галиции, избранных летом 1848 г. депутатами австрийского рейхстага в Вене. Группа этих депутатов в сентябре 1848 г. обратилась в рейхстаг с заявлением, в котором изложила главные программные требования галицийского крестьянства: возвращение захваченных помещиками крестьянских земель, сохранение права на пользование лесами и пастбищами, упразднение ряда феодальных привилегий и податей, снижение цен на предметы первой необходимости, упразднение национальной дискриминации, обучение детей на родном языке и т. п. Все крестьянские депутаты единодушно выступили против уплаты выкупа помещикам за отмененную барщину. Крестьянин И. Капущак из с. Ляховцы Станиславского округа с трибуны рейхстага произнес обличительную речь, гневно обвиняя всю феодально-крепостническую систему. Содержание этой речи было изложено в «Новой рейнской газете», издававшейся К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также в печати многих других стран. Все же большинством голосов рейхстаг провозгласил отмену барщины за выкуп. Это решение было подтверждено законом императора от 7 сентября 1848 г., в соответствии с которым крестьянам предоставлялись гражданские права, право собственности на имеющуюся в их пользовании землю при отсутствии права па пользование лесами и пастбищами. За потерю последнего предполагалось мизерное вознаграждение. Грабительская по своему характеру реформа вызвала обострение классовой борьбы на селе. Весной и летом 1849 г. массовые крестьянские выступления, сопровождавшиеся самовольным возвратом крестьянам захваченных у них помещиками общинных земель, лесов и пастбищ, охватили свыше 100 сел Восточной Галиции, из них около 40 в Прикарпатье. Большинство этих выступлений было подавлено военной силой.

Совместные действия в борьбе против сил реакции имели место и среди трудового населения городов, в частности во Львове. 1 ноября 1848 г. львовские рабочие и ремесленники различных национальностей в ответ на провокационные действия правительственных войск и применение ими оружия против скопления народа поднялись на вооруженное восстание. На многих улицах центральной части города были возведены баррикады. Центр города оказался в руках восставших. К ним присоединился студенческий легион, часть национальной гвардии. Между повстанцами и правительственными войсками происходили вооруженные стычки. Восставшие пели революционные песни, на одной из баррикад — впервые во Львове — появилось красное знамя. Австрийская военщина жестоко подавила восстание. Львов подвергся артиллерийскому обстрелу, во время которого погибли 55 и были ранены 75 человек, преимущественно рабочих и ремесленников. В городе, а затем и по всему краю было введено чрезвычайное положение. Сотни участников восстания переданы военному трибуналу.

На революционную борьбу поднялись народные массы Северной Буковины. Весной и летом 1848 г. крестьяне массово отказывались отрабатывать барщину и выполнять другие повинности, захватывали помещичьи земли, пастбища и леса. Происходили вооруженные столкновения между крестьянами и войсками. Под натиском этих событий специальным императорским указом от 9 августа 1848 г. на Буковину было распространено действие закона от 17 апреля об отмене барщины.

Однако крестьяне продолжали борьбу. Они силой возвращали захваченные помещиками леса, луга и пастбища. Важную роль в крестьянском движении сыграли депутаты рейхстага, избранные от сельских округов. Одним из них был крестьянин Л. Кобылица из с. Путыла. 16 ноября он созвал в Вижнице собрание, на которое прибыли 2600 крестьян, и призвал присутствующих не подчиняться помещикам, избирать своих старост, захватывать леса, пастбища и превращать их в собственность крестьян. Его призыв послужил сигналом к восстанию, которое охватило горные села Вижницкого и Сторожипецкого избирательных округов. Крестьяне захватывали леса и пастбища, отказывались подчиняться местным властям. Повстанцы создали вооруженные отряды, контролировавшие горные дороги. Л. Кобылица и его соратники призывали народные массы вооружаться и объединяться с венгерскими повстанцами, совместными силами изгнать из Буковины австрийские власти и солдат. События на Буковине стали широко известными за пределами края. Справедливая борьба буковинского крестьянства была одобрена «Новой Рейнской газетой», издававшейся К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Австрийские власти бросили против крестьян воинские карательные отряды. Учинив жестокую экзекуцию над восставшими, они летом 1849 г. подавили восстание. Революция дала толчок развертыванию движения народных масс Северной Буковины за административно-политическое единство Буковины и Галиции. Летом 1848 г. буковинские помещики и духовенство, напуганные отменой барщины в Галиции, ходатайствовали об отделении Буковины от Галиции и провозглашении ее австрийским коронным краем со своим сеймом и отдельной краевой администрацией. В ответ на эти действия почти все крестьянские депутаты рейхстага выступили за то, чтобы оставить Буковину в составе Галиции. Крестьянские депутаты подали в рейхстаг соответствующие заявления. Собравшиеся в Черновцах в ноябре 1848 г. представители сел всей Буковины решительно высказались против затеи помещичье-клерикальной верхушки. Позиция северобуковинского крестьянства свидетельствовала о его желании сохранить прочные связи между отдельными украинскими землями, находившимися в составе империи Габсбургов. Однако, австрийское правительство так называемой октроированной конституцией от 4 марта 1849 г. провозгласило Буковину коронным краем с отдельным краевым сеймом и местной администрацией.

Активно откликались на революционные события народные массы Закарпатья. Население Ужгорода и ряда сел живо обсуждало программу социальных и политических преобразований, принятую в Пеште 11—12 марта 1848 г., закон венгерского сейма от 18 марта 1848 г. об отмене крепостного права. Молодежь вступала в отряды национальной гвардии, с восторгом читала революционную поэзию Ш. Петефи. 2 мая из Мукачевского замка народ освободил политических заключенных. Во время выборов в венгерское национальное собрание во многих закарпатских селах обсуждались выработанные крестьянами с. Оросиево программные требования для внесения в парламент, предусматривавшие ликвидацию дворянского сословия, раздел между крестьянами помещичьих земель, бесплатную передачу в собственность крестьянских земельных наделов, введение демократических свобод, равенство всех перед законом, устранение национальной дискриминации и т. п.

В ответ на ограниченную аграрную реформу, которая, сохранив в неприкосновенности помещичье землевладение, лишила крестьян надежд на получение земли, доступ к лесам, пастбищам и к тому же предусматривала уплату выкупа помещикам за упраздненные феодальные повинности, в Закарпатье летом и осенью 1848 г. усилилось крестьянское движение. Во многих селах, особенно в горных районах, крестьяне отказались отрабатывать барщину и исполнять повинности, платить подати, захватывали господское имущество.

После подавления революции австрийское правительство жестоко расправилось с участниками народных выступлений. Многие крестьянские вожаки были заключены в тюрьму. И лишь 2 марта 1853 г. был издан императорский указ, санкционировавший отмену крепостного права в Венгрии за выкуп на таких же кабальных условиях, как и в Галиции и на Буковине.

Революция способствовала возникновению и развитию украинского национально-освободительного движения в Закарпатье. В ответ на нежелание венгерского либерального дворянства и его вождей считаться с национальными интересами украинского населения, часть закарпатской буржуазно-либеральной интеллигенции и униатского духовенства выдвинула требование объединить Закарпатье с Восточной Галицией. Однако австрийское правительство не допустило объединения этих земель, усматривая в этом шаг к их воссоединению с украинскими землями в составе России, а тем самым угрозу их потери для Австрии.

Австрийскому абсолютизму удалось подавить революцию и постепенно восстановить всю полноту власти, оказавшейся под угрозой. В марте 1849 г. он разогнал парламент, а затем отобрал у народа большинство добытых им в тяжелой борьбе свобод. Однако революция имела важное значение для земель Карпатского региона. В результате отмены крепостного права был открыт путь к развитию капитализма на этих землях, усилилась национально-освободительная борьба народных масс.

Источник: Украинские Карпаты. История / Сливка Ю.Ю., Исаевич Я.Д., Масловский В.И. и др. – Киев : Наук.думка, 1989. – 264

Метки: , ,

Комментировать

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  http://carpaty.net

Copyright © Региональный Информационный Центр "Карпаты" E-mail: carpaty.net@gmail.com