Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk
 

Археологические и письменные источники позволяют предположить, что в IX—X вв. в той или иной форме продолжали существовать племенные союзы карпатских (восточных) хорватов, их непосредственных соседей — дулебов, обитавших на Волыни (по другим данным, на Волыни и Прикарпатье), и тиверцев, населявших Поднестровье к югу от хорватов. Границы между ними определяются только гипотетически, что объясняется скудностью источников, близостью материальной культуры трех соседних восточнославянских племен и в связи с этим трудностью выявления разграничительных признаков в оставленных ими памятниках. Сходств здесь значительно больше, чем различий. Как археологические, так и лингвистические данные свидетельствуют о восточнославянском характере населения Прикарпатья (включая буковинскую его часть) и Закарпатья.

На основании анализа археологических материалов можно сделать вывод, что уже в VII-IX вв. у всех восточных славян, в том числе и обитателей Карпатского региона, интенсивно происходит процесс формирования классового общества: углубляется имущественное расслоение, из массы общинников выделяются ремесленники, появляется постоянная дружина. Семейная родовая община, которая коллективно вела хозяйство, постепенно перерождается в соседскую общину, в которой совместное владение землей уже сочетается с частной собственностью малой семьи на жилища, орудия производства и его продукты. Соответственно меняется и политическая организация общества: родоплеменная знать превращается в феодалов, племенные союзы становятся своеобразными зародышами государств, которые современные историки условно именуют племенными княжениями. Имеются основания предполагать наличие таких племенных княжений также у карпатских хорватов и их соседей. Основой политической организации в каждом из княжений была система округов, тяготевших к укрепленным поселениям — градам. Грады стали культовыми центрами, местами пребывания знати (позже и князей с дружиной), служили убежищем для населения во время военных действий. Постепенно отдельные укрепленные поселения Прикарпатья и Закарпатья превратились из общинных центров в города — центры феодальной администрации. Примером может служить группа археологических памятников, исследованных у с. Ревно в Северной Буковине, недалеко от г. Черновцы. Здесь обнаружены остатки двух общинных крепостей и поселения воинов-земледельцев IX в. В X в. на их месте возникает комплекс поселений, имеющих признаки раннесредневекового города: сочетание укрепленного торгово-ремесленного посада с группой неукрепленных земледельческих селений. В детинце, кроме полуземлянок, имелись срубные дома с подвалами -последние, вероятно, служили местом хранения собранной дани. Возникали и новые поселения типа городов, не связанные генетически с общинными центрами. Судя по плану городища, крупный по тем временам город (включавший детинец и окольный город) существовал в X-XI вв. на Верхнем Поднестровье у современного с. Ступница. Очевидно, уже в этот период укрепленные грады предгорной части Прикарпатья контролировали и прилегающие горные районы.

Естественно, между соседними племенными княжениями нередко возникали конфликты. Однако интересы борьбы с внешними врагами порождали противоположную тенденцию — к объединению княжений, возникших на этнически близкой основе. Процесс дальнейшей феодализации общества также обусловил необходимость возникновения более крупных государственных объединений, лучше обеспечивавших на этом этапе интересы родовой знати, превращавшейся в класс феодалов. В западной части Карпат таким объединением стало Великоморавское государство, в восточноевропейском регионе — Киевская Русь. Образование Киевской Руси — восточнославянского средневекового государства — явилось закономерным завершением длительного процесса развития производительных сил, формирования феодального общества и постепенного сплочения на этой основе племенных княжений. Уже к началу IX в. государственное объединение с центром в Киеве включало бывшие племенные союзы полян, северян, древлян. На эту территорию распространялось название Руси (первоначально бывшее, вероятнее всего, названием одного из племен у р. Рось к югу от Киева); название это стало применяться по отношению ко всем восточнославянским племенам по мере сплочения их вокруг киевского политического центра.

В третьей четверти IX в. в Киеве правили князья Дир и Аскольд, которых многие историки считают потомками Кия — основателя Киева. Арабский средневековый историк и географ аль-Масуди писал, что «первый славянский государь Дир имеет обширные города и многие обитаемые страны». По его же словам, «государство Дира граничит с государством Фраг» (т.е. Великоморавским). Как раз во время правления в Киеве Дира к Великоморавскому государству были присоединены Блатенское княжество на территории современной Венгрии (около 874 г.) и земля племенного союза вислян в южной Польше (около 875— 876 гг.). Это значит, что сферы влияния великоморавского и киевского князей соприкасались где-то на северо-западных окраинах расселения карпатских хорватов (возможно, в районе р. Стрый). Таким образом, уже в конце IX в. значительная часть Прикарпатья имела настолько устойчивые связи с Киевом, что современники считали этот район принадлежащим Киевскому государству. Исходя из общей обстановки, вероятнее видеть в данном случае не государственное объединение, а наличие определенного, хотя и весьма еще неустойчивого, союза прикарпатских племен с поднепровскими.

В конце IX в. через Поднепровье, а затем и через земли карпатских славян прошли венгры. Под датой 6406 (898 год) «Повесть временных лет» сообщила, что венгерские племена, «устремишася через горы великия, яже прозвашася горы Угорьскиа. И съдоша с словъны, покоривше я под ся, и оттоле прозвася Земля Угорська». Главный путь, по которому венгры шли из причерноморских степей на свою новую родину, вел через Прикарпатье и Верецкий перевал. Так, по крайней мере, утверждает написанная в начале XIII в. хроника Анонима — нотария короля Белы. Тот же хронист рассказывает о встрече галицкого князя с венгерским вождем Алмошем и об упорном сопротивлении, оказанном венграм за Карпатами славянским князем Лаборцем — владетелем замка Уг (Ужгород). Большинство современных исследователей приходят к выводу о легендарном характере первых разделов хроники анонимного нотария. В то же время подтверждением достоверности его сведений о прохождении венгров через Галицкую землю, а следовательно, и через примыкающие к ней районы Карпат, можно считать находки в Галиче и Перемышле погребений знатных венгров. Венгерские племена не задерживались в Карпатах и Закарпатье, а устремились в придунайские равнины. Поэтому вряд ли правдоподобна гипотеза, что восточнославянское население Закарпатья прибыло вместе с венграми из окрестностей Киева. Если и вероятно, что определенное количество русов (Oroszi) прибыло с венграми, то они рассеялись в разных районах Паннонии, как об этом свидетельствует древний пласт географических названий с корнем «рус» («орос»). Основная же часть жителей Закарпатья к моменту прихода венгров — потомки славян, обитавших здесь с VI-VII вв.

К 906 г. венгры заняли значительную часть территории Великоморавской державы, однако карпатские земли остались вне венгерских владений. Упадок Великой Моравии в конце IX — начале X в. совпадает с периодом подъема политической активности Киевской Руси. В походе киевского князя Олега на Царьград в 907 г. приняли участие наряду с дружинами из других частей Руси также «и хорваты, и дулебы, и тиверцы». В прошлом историки считали этот факт доказательством полного вхождения земель этих племен в состав Киевской Руси. Однако более вероятно видеть в совместном походе свидетельство укрепления союзнических отношений прикарпатских и поднепровских племенных княжений. Проявлением определенной зависимости могла быть уплата дани, которая для местной знати была своеобразной платой за политическую поддержку. По данным византийского императора Константина Багрянородного, какую-то, скорее всего символическую, дань Киеву поставляло даже восточное польское племя лендзян. Если на землях лендзян прослеживается некоторое влияние киевских князей, то тем более оно должно было утвердиться у восточных соседей лендзян — восточнославянских обитателей Побужья и Карпатского региона.

Во время древлянского восстания, завершившегося убийством князя Игоря в 945 г., и особенно после смерти Святослава Игоревича, влияние Киевской Руси на западе ослабело. Этим смог воспользоваться юго-западный сосед Древней Руси — Чешское королевство, которое в 60—70-е годы X в. прочно владело Южной Польшей — землями вислян и «лендзян» («ляхов»). По-видимому, в сферу чешского влияния попала западная окраина дулебских земель («Червенские грады» на западном берегу р. Буг) и западная часть хорватского Прикарпатья (Перемышльская земля — по р. Стрый). Именно до Буга и Стрыя в 70-е годы X в. распространилась сфера политического влияния Киевской Руси.

В 981 г. в результате похода князя Владимира Святославича на запад к Киевской Руси были окончательно присоединены Червен (западная окраина территории дулебов) и Перемышль (северо-западная часть территории карпатских хорватов). Поход протекал настолько успешно и быстро, что в том же году Владимир смог совершить дальний поход на вятичей, восстановив ту же дань от плуга, «яко же и отець его имаше». Относительную легкость похода на запад можно объяснить тем, что для присоединения окрестностей Червена и Перемышля была необходима не столько борьба с местными княжениями, сколько нейтрализация других претендентов на эти земли — Чешского королевства и подвластных ему лендзян. которых летопись называет «ляхами».

В 992 г. Владимир совершил еще один поход в Прикарпатье, стремясь покончить с сепаратизмом хорватской знати или ее части. После 992 г. хорваты, в отличие от многих других союзов племен, вообще не упоминаются в летописи. Это означает, что они интегрировались в составе Киевского государства более полно, чем некоторые другие племенные союзы либо возникшие на их почве этнографические группы.

В «Повести временных лет» подчеркнуто, что Владимир Святославич жил в мире с соседями («окольными») государствами — «Болеславом Лядьскым, и с Стефаном Угорьскым, и с. Андрихом Чешским». Непосредственная политическая граница Киевской Руси с Чехией проходила до 981 г. восточнее Перомышля, а в 981 — 999 гг. установилась у рек Вислока и Вислоки — в районе «межплеменных пущ», уже ранее разделявших ареалы расселения восточных и западных славян. С начала XI в., после вхождения Южной Польши в состав Польского Гнезненского государства, эта же полоса надолго стала политической границей Руси и Польши. Совпадение политических границ с границами расселения народностей способствовало на этом участке стабильности государственных границ не только в период Киевской Руси, но и позже — на протяжении всего периода феодальной раздробленности. Та же линия с относительно небольшими изменениями до середины XX в. была границей этнических территорий западнославянского (польского) и восточнославянского (древнерусского, а впоследствии украинского) населения.

На южных склонах Карпат в годы правления Владимира граница с чешскими владениями проходила, вероятно, где-то в районе порубежья Руси со словацкими землями. Порубежье с Венгрией простиралось к югу от прикарпатских хребтов, поскольку северной границей Венгерского государства при короле Стефане I была Тиса, как об этом свидетельствует наличие сторожевых топонимов на левом (южном) ее берегу”. Таким образом, современные Закарпатская область и прилегающие к ней северо-восточные районы Словакии могли в это время принадлежать Киевской Руси или по крайней мере входить в сферу ее влияния. Отмеченные летописью дружественные политические связи Киева с Чехией и Венгрией, сопутствовавшие им экономические связи обусловили усиление движения послов и купцов по дорогам Карпат, что способствовало более интенсивному освоению также и высокогорья, по крайней мере, вдоль путей сообщения.

Уже в 80-е годы X в., как сообщает летописная статья 988 г., город Владимир на Волыни стал центром удельного княжества, куда великий князь киевский Владимир Святославич впоследствии послал своего сына Всеволода. В состав волынского удела вошло и Прикарпатье. В церковном отношении оно также было подчинено владимирскому епископу. К этому периоду относится распространение в Прикарпатье религии, соответствующей потребностям феодального общества,— христианства в его византийско-славянском варианте. Правда, отдельные представители правящей верхушки могли принять христианство еще ранее, в период деятельности в Великой Моравии Кирилла и Мефодия и в Болгарском царстве их учеников. Однако до 988 г. проникновение христианства было весьма ограниченным. И после этого года христианизация шла медленно, преодолевая сопротивление населения, привязанного к языческой религии. В XI – XII вв. вместо языческих захоронений с трупосожжением появляются христианские погребения с трупоположением. Однако многие черты языческой обрядности христианская церковь так и не смогла искоренить, с некоторыми из них она была вынуждена примириться, с другими вела борьбу на протяжении многих столетий.

В летописи упомянуты лишь отдельные события, происходившие на карпатских окраинах Киевской Руси. Так, во время межкияжеских усобиц после смерти Владимира Святославича в 1015 г. по приказу князя Святополка Владимировича был убит где-то в районе «горы Угорской» его брат Святослав Владимирович. По преданию, место захоронения Святослава — курган в ур. Святослав к югу от современного г. Сколе, близ дороги Сколе — Гребенов. При раскопках кургана выявлены предметы XI в. Таким образом, археологические данные не противоречат легенде о битве дружин Святослава и Святополка именно в этом районе Карпат, около одного из главных путей из Прикарпатья в Закарпатье и далее в Венгрию. Святополк, опиравшийся на союз со своим тестем, польским князем Болеславом I, не надолго укрепился в Киеве: вскоре он был изгнан Ярославом Владимировичем (Ярославом Мудрым). Правда, Болеславу удалось более чем на десятилетие (с 1018 до 1030—1031 гг.) захватить Червен и окрестности. Некоторые историки полагают, что в эти же годы Болеслав овладел также Перемышлем и окрестной частью Прикарпатья. В летописи прямо сказано только о захвате Польшей Червенских градов и последующем освобождении Ярославом Белза (1030 г.), а также Червена (1031 г.); никаких сведений об изменении политической принадлежности Перемышля в это время нет.

Победа Ярослава Мудрого над Святополком, который вступил в союз с внешними врагами — Польшей и печенегами, способствовала укреплению Киевской Руси, стабилизации ее государственного аппарата. Местная племенная знать все более сливалась с верхушкой дружинников. Процесс объединения княжеств в XI в. шел к завершению. Об этом свидетельствует и то, что в последующий период даже сепаратистски настроенные по отношению к центральной княжеской администрации бояре Прикарпатья не опирались на родоплеменные традиции. В Закарпатье, по-видимому, на протяжении некоторого времени местная племенная знать сохранила значительную степень автономии. Этим можно объяснить организацию территориальной администрации на основе «жуп», бывших ранее территориальными объединениями родовых общин. Славянские наименования жуп (Бережская, Боржавская), как и славянский характер материальной культуры в градах, свидетельствуют о возникновении территориально-жупной организации в результате социально-экономического развития местного восточнославянского населения. По мере подчинения Закарпатья власти венгерских королей старые общинные жупные объединения постепенно реорганизовались в жупы (комитаты) как единицы территориального членения государства и государственного управления, причем во главе ставились феодалы — доверенные короля. Центры жуп, находясь на равнинной части Закарпатья, распространяли свое влияние и на горные районы. Точно так же грады — центры прикарпатских волостей все чаще включали в сферу своего влияния и горные районы. Свидетельством политического значения прикарпатских «градов» может быть находка на городище X—XI вв. в с. Ступница печати с греческой надписью императора Константина. По В. Л. Янину, она принадлежала князю Игорю Ярославичу (1054—1057).

После смерти Ярослава Мудрого в волынско-прикарпатской части Киевской Руси правили в качестве «подручных» киевского князя сыновья Ярослава Мудрого Игорь (1054—1057), Всеволод (1073—1076), его внук Ярополк Изяславич (1079—1086). При последнем Прикарпатье обособилось: здесь с 1084 г. образовались три удельных княжества – Перемышльское (включавшее западную половину Лесистых Карпат и, возможно, часть Закарпатья), Тере-бовельское (в которое, кроме Подолии и Буковины, входила вся восточная часть Лесистых Карпат), Звенигородское (возможно, оно включало земли более позднего Жидачевского повета, в том числе бассейн р. Свичи в Карпатах) . Княжили здесь правнуки Ярослава Мудрого братья Ростиславичи: Рюрик в Перемышле, Василько в Теребовле, Володарь в Звенигороде. После смерти Рюрика Володарь вокняжился в Перемышле. В 1099 г. Васильку теребовельскому и Володарю перемышльскому удалось победить венгерское войско в битве под Перемышлем, и это на некоторое время прекратило попытки нападений венгерских феодалов на Северное Прикарпатье. Однако Ростиславичи, которым приходилось вести изнурительные междоусобные войны с другими князьями и одновременно защищать западную границу от натиска польских феодалов, а юго-восточную от половцев, вряд ли имели возможность вести активную политику в Закарпатье. Здесь в XII в. граница венгерских владений продвинулась к северу, примерно до засечной линии между Мукачево и Свалявой.

Около 1141 г. сын Володаря Владимир (Володимирко, как его именует летопись) объединил Перемышльскую, Теребовельскую и Звенигородскую земли в составе одного княжества, столицей которого стал древний город Галич на Днестре. Образование Галицкого княжества примерно совпадает с началом периода феодальной раздробленности, который характеризовался дальнейшим экономическим и политическим укреплением отдельных княжеств.

Об экономическом развитии Карпатского края в X — начале XII в. известно сравнительно мало. Горные районы использовались как угодья для охоты и рыболовства, а также, вероятно, для отгонного скотоводства. Земледелие развивалось в прикарпатской равнине и отчасти в предгорьях. О его довольно высоком уровне свидетельствует находка железных сельскохозяйственных орудий — двенадцати кос и серпов у с. Берестово и двух кос в с. Верхняя Визница Мукачевского района.

Население в основном концентрировалось в равнинной части Прикарпатья и Закарпатья, однако ряд поселений находился в предгорьях и речных долинах гор. Можно назвать существовавшие уже в X в. городища: у с. Нижний Струтын (на мысу, у впадения ручья Дубровник в р. Чечва, Рожнятовский район); у с. Тухля (около 530 м над уровнем моря); у современного с. Осий на Закарпатье (близ горы Бужора, 1085 м над уровнем моря). Следы древнерусских поселений на Закарпатье обнаружены также в Ужгороде, Мукачево, Берегово, Чинадиево и в других местах.

Усилению связей разных частей Руси способствовали миграции населения. Вероятно, под натиском печенегов и половцев часть уличей и тиверцев из Нижнего Поднестровья переместилась ближе к Карпатам; существует предположение, что от уличей («улуци») получили наименование гуцулы.

Русь через принадлежавшую ей часть Карпат поддерживала связь с карпатскими землями, входившими в другие государства. Общность или близость форм хозяйства способствовала этнокультурным контактам, миграциям людей. Имеются сведения о проникновении уже в XIII в. на Закарпатье восточнороманских поселенцев («волохов»). В то же время, как свидетельствует топонимика, восточнославянские поселения были и в горных, и предгорных районах Словакии и Трансильвании.

Археологические исследования поселений и городищ Карпатского региона свидетельствуют о единстве форм материальной культуры этого края и других земель Киевской Руси. Так, у с. Червенево (Закарпатье), в ряде сел буковинского предгорья обнаружены следы полуземляночных жилищ X—XI вв., весьма характерных для всех восточнославянских территорий. В Северной Буковине выявлены и наземные срубные строения. О высоком уровне строительной техники местных мастеров свидетельствуют наскальные сооружения-крепости Тустань (близ с. Урич Сколевского района Львовской области). Многочисленные пазы и врубы на скале позволили реконструировать внешний вид мощных трехъярусных оборонительных сооружений. Керамика X в., выявленная у замка, не отличается от керамики других земель Киевской Руси и соседних стран.

Важнейшей отраслью хозяйства Прикарпатья и Карпат в период Киевской Руси оставалась соледобыча. По всей видимости, уже действовали разработки каменной соли в районе современного г. Солотвино (Закарпатье). Гораздо большее значение для экономики всей Киевской Руси имели многочисленные соляные варницы на северных склонах Карпат. В Киево-Печерском патерике сказано, что во время междуособной войны 1098 г. в Киев не смогли прибыть купцы «из Галича» и «от Перемышля», в результате «не бысть соли во всей Руской земли». И в Галицкой волости, и в Перемышльской соль добывали именно в предгорных и горных районах: в Перемышльской земле в районе городов Дрогобича и Старой Соли, в Галицкой — к югу и востоку от г. Коломыи. Как видно из Патерика, прикарпатское солеварение играло основную роль в снабжении Киева и значительной части страны.

Развивались и другие промыслы: из болотной руды производилось железо, изготавливались гончарная посуда, ткани. В Закарпатье у с. Дьяково выявлены остатки 97 железоплавильных горнов, близких по конструкции и технологии производства к горнам, обнаруженным на Южном Буге и Среднем Днестре. В Ужгороде (на Замковой горе) и окраине с. Береговое исследованы остатки железоплавильных печей — домниц. Добывали железо и в Прикарпатье.

Через карпатские перевалы проходили важные торговые пути из Северной и Центральной Европы в Юго-Восточную. Еще большее значение имели пути, проходившие параллельно Карпатской цепи в Прикарпатье и Закарпатье. Свидетельством торгового значения прикарпатских путей являются находки западноевропейских и восточных монет. У с. Грабовец Богородчанского района Ивано-Франковской области выявлен клад куфических монет X—XI вв., клад саманидских дирхемов 903—904 гг.— в г. Хуст. Имеются находки и в других местах Закарпатья. Именно на параллельных карпатским хребтам дорогах и выросли уже упоминавшиеся центры административно-территориального деления.

Города становились также центрами зодчества, изобразительного и музыкального искусства, столицы княжеств являлись центрами развития архитектуры. Так, в Перемышле была сооружена, возможно, уже в конце IX — начале X в., ротонда с круглой апсидой. очень похожая на аналогичные постройки в Великоморавском государстве. По ее образцу позже была построена еще одна ротонда. В связи с созданием в Перемышле отдельной еписко-пий в конце XI — начале XII в. бьп построен трехнефный четырехстолпный собор — первый белокаменный храм Руси. При кафедральном соборе и на княжеских дворах, в монастырях переписывали книги. Интересный памятник распространения кириллического письма в Закарпатье — надгробный камень из Михаловец (Ужанской жупы) с надписью «Съде л[е]жи[т]ь кънязь Престань.» Престан — бежавший на Закарпатье сын последнего болгарского царя Ивана Владислава. Вполне вероятно, что он выполнял определенные административные функции и мог способствовать распространению старославянской письменности.

Некоторые исследователи считают, что именно в Перемышле около 1113— 1116 гг. была написана вошедшая в летопись «Повесть об ослеплении тере-бовльского князя Василько» — одно из наиболее талантливых произведений отечественной средневековой литературы. Отдельные места «Повести» позволили сделать вывод о знакомстве ее автора с чешскими памятниками на старославянском языке, рассказывающими о жизни и смерти князя Вячеслава (Вацлава). Впрочем, на Руси знали и несколько других старославянских памятников великоморавского и древнечешского происхождения. Один из главных путей их проникновения на восток шел через Прикарпатье.

Самобытность городской культуры обеспечивало то, что, воспринимая новшества, она не порывала связи с народной культурой, развивавшейся в сельских поселениях и мало от них отличавшихся предместьях городов. По меткому выражению Б. А. Рыбакова, «деревня, хранительница народной культуры, с ее домотканными одеждами, ручной вышивкой и резьбой по дереву, сохраняла традиции тысячелетней давности». Современные исследователи находят в орнаментике художественных изделий карпатских украинцев XIX—XX вв. многие мотивы, созданные их далекими предками, заселявшими карпатские края в эпоху Киевской Руси и ранее.

Вхождение части Карпат в состав Киевской Руси способствовало закреплению здесь типично восточнославянских форм народной культуры и быта, стабилизации в этом районе этнических рубежей восточных славян с соседними народами.

Источник: Украинские Карпаты. История / Сливка Ю.Ю., Исаевич Я.Д., Масловский В.И. и др. – Киев : Наук.думка, 1989. – 264

Метки: , , ,

Комментировать

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  http://carpaty.net

Copyright © Региональный Информационный Центр "Карпаты" E-mail: carpaty.net@gmail.com