Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk
 

Развитие культур второй половины I тыс. до н.э. в Карпатском регионе приходится на тревожное время «галльской угрозы» — воинственных походов кельтов. На протяжении IV—II вв. до н.э. они захватили земли от Ирландии до Восточных Карпат. Формирование их культуры совпадает с развитием упомянутого выше Гальштата, но ее расцвет приходится на V – II вв. до н.э. Кельты были одними из наиболее развитых в экономическом и техническом отношениях народов Европы, оказавших воздействие на дальнейшее развитие многих европейских народов. Культура кельтов и народов, находящихся под их влиянием, носит общее наименование — латенской (от местности Ля-Тене в Швейцарии).

На территорию Восточной Европы предметы кельтского производства проникают в конце IV в. до н.э. Кельтские или сделанные по их образцам украшения, оружие, конская упряжь, орудия труда, монеты встречаются по всей Украине и даже на Кубани, Северном Кавказе. В III в. до н.э часть кельтских племен проникает на Закарпатье и оставляет здесь два наиболее богатых в Восточных Карпатах памятника латенской культуры: поселения Галиш-Ловачка и Новое Клиново, являющиеся также крупнейшими металлургическими центрами. Первое из них занимало около 15 га склонов гор Галиш и Ловачка близ Мукачево. Здесь открыты 24 жилища, кузнечные мастерские, металлоплавильные горны. Куски готовой для ковки стали, и широкий ассортимент продукции свидетельствуют о высокой производительной эффективности горнов. Железные орудия делятся на ремесленные (металлоплавильные, кузнечные, орудия ювелирного производства, деревообрабатывающие) и связанные с животноводством и земледелием. Поселение Галиш-Ловачка было, по-видимому, также большим земледельческим центром. Здесь найдены свыше ста верхних и нижних зернотерочных камней и впервые на этой территории ручная мельница. Наряду с пришлыми племенами в Закарпатье проживало местное население: в латенских памятниках сохранились изделия, характерные для куштановицкой культуры. Во II в. до н.э. небольшие группы кельтских племен проникают через карпатские перевалы в бассейны Верхней Вислы, Сана и Днестра.

В древних источниках кельты, называемые также галлами (галатами), отдельно или как часть других (германских, дакийских) племенных групп, в Карпатском регионе занимали важное место. В географическом очерке Птолемея названия локализуемых древним ученым поселений в Верхнем Поднестровье имеют кельтское происхождение: Карродуноп, Маетопиум, Вибантавариум, Эрактон. На окраинных кельтских землях сохранилось много названий, включающих общую основу «гал», например Галеция, Галатия, Галац. Следует обратить внимание на то, что достоверно кельтские памятники найдены именно в районе Галича (Колоколин, Бовшев).

Со II в. до н.э. кельтов начинают теснить римляне, затем им угрожают германские племена. В это же время возрастает могущество ближайших соседей в Карпатском регионе — гето-фракийцев, что в результате приводит к вооруженным стычкам и разрушению кельтских оппидумов. Окончательное падение кельтского господства в этом регионе происходит в начале нашей эры.

Гето-фракийская, или гето-дакийская, культура образовалась на землях современной Румынии вследствие объединения гетских, фракийских или, как их называли римляне, дакийских, и частично кельтских племен и групп в одно патриархально-рабовладельческое государство. Его расцвет, а также значительное распространение гето-фракийцев на другие земли происходит главным образом в период правления Буребисты (40-е годы до н. э.), признанного античными авторами наиболее могущественным царем фракийцев. Созданная этими племенами культура — одна из немногочисленных культур Карпатского региона, имеющая действительно горный характер. «Даки[1] — к горам привязанные»,— писал автор II в. н.э. Флор. Гето-фракийцы умели использовать горные склоны для постройки городов, фортификационных систем, святилищ, ремесленных, главным образом металлургических, центров и под земледельческие угодья.

Северное предгорье Карпат в это время населяли племенные группы, культура которых включала новые гетофракийские и местные латенские элементы. Эти племена известны по письменным источникам под названием анарты и теуриски. Третья группа гето-фракийцев — костобоки, продвинулась в I в.н.э. через Карпаты на восток и поселилась на урожайных землях Верхнего Поднестровья. От первого открытого памятника в с. Верхняя Липица Ивано-Франковской области созданная ими культура получила название липицкая. На небольших поселениях этих племен раскопаны земляночные жилища с хозяйственными ямами возле каждого из них; на могильниках — захоронения с трупосожжениями в урнах и единичные трупоположения (села Незвиско, Бовшев, Верхняя Липица Ивано-Франковской, Залески, Ремезовцы, Черепин Львовской областей). Липицкая культура в Прикарпатье представлена характерной для «дакского» ареала лепной и гончарной керамикой, железными и бронзовыми изделиями и предметами импорта, относящимися к распространенным в Европе изделиям провинциальноримского типа. Например, искусно орнаментированная бронзовая посуда из с. Чижиков на Львовщине, фибулы, покрытые эмалью, и гемма с изображением Гермеса из Верхней Липицы, много римской посуды и монет.

В Верхнем Подпестровье гето-фракийское население встретилось с продвинувшимися сюда с севера Украины славянскими племенами — носителями зарубинецкой и из Средней и Южной Польши — племенами пшеворской культур, а также с сарматскими кочевниками, нашествия которых опустошали в то время юг Украины до Прикарпатья включительно (погребения сарматских воинов и очень характерные для их культуры богатые захоронения женщин вскрыты во многих местностях Ивано-Франковской и Тернопольской областей). Во II в.н.э. часть племен липицкой культуры была вытеснена на их коренную территорию. В жестоких боях 105—106 гг. Ульпий Траян присоединил Дакию к Римской империи. Проживавшее в бассейне Восточных Карпат гето-фракийское население подвергалось постепенной славянизации.

Культура Поянешти-Лукашевка существовала во II-I вв. до н.э. как промежуточное явление, возникшее на периферии латенского мира, в результате передвижений варварских племен разного происхождения. Образовалась в гето-фракийской среде Карпато-днестровского района, воспринимая элементы позднепоморской, ясторфской и других европейских культур, носители которых продвигались вдоль склонов Карпат к Северному Причерноморью, а также славянской — зарубинецкой культуры. Некоторые исследователи значительную роль в ее образовании отводят также германским племенам бастарнов, ассимилированных геттами. В пределах украинского Прикарпатья памятники культуры Поянешти-Лукашевка расположены в междуречье Прута и Днестра (Круглик, Перебыковцы, Завалье, Острица Черновицкой области), основная территория их распространения находится в Молдавской ССР и Румынии.

Пшеворская культура, занимавшая гораздо большую территорию и отрезок времени (II в. до н.э.— IV в.н.э.), образовалась на территории современной Полыни. Ее памятники свидетельствуют о развитии черной металлургии с крупным центром в районе Свентокшиских гор. Начиная с I в. до н. э., отдельные группы «пшеворцев» продвигались на Волынь, Поднестровье и Закарпатье, где оставили поселения, могильники и многочисленные предметы вооружения (Ардановое, Смологовина, Налишшо Закарпатской, Незвиско, Рапужинцы, Хотимир, Петрилов Ивано-Франковской, Комарно, Гринев, Пидберизцы Львовской областей и многие другие). Характерной особенностью мужских захоронений является наличие оружия: наконечников копий и дротиков, щитов, мечей, шпор, из которых многие германского, кельтского или римского образца. Связи с Римом способствовали распространению монет, краснолаковой посуды, бронзовых, серебряных и стеклянных сосудов так называемого дунайского типа.

Некоторые археологи рассматривают пшеворскую культуру как одну из главных, которая продолжает линию развития праславянского населения, начиная от тшцинецко-комаровского периода. Ей отводится значительная роль в формировании славянских древностей на очень широкой территории, в том числе Карпатского региона. Вместе с тем обращается внимание на неоднородный характер этой культуры и смешение с пшеворским населением других этнических групп германского и кельтского происхождения. Например, М. Ю. Смишко отмежевывал группы вооруженных отрядов, которые оставили во II – III в. н. э. погребения с оружием и в среде которых могли быть также чужие воины, от более ранних мирных славяно-пшеворских племен восточной части культуры, продвинувшихся на юго-восток и поселившихся рядом с местным населением. Миграционные перестановки этих племен подтолкнули к движению другие этнокультурные группы. По-видимому, под их влиянием во второй половине I в. н. э. из Полесья переселяется в Прикарпатье славянское население зарубинецкой культуры, что имело огромное значение для славянизации Прикарпатья.

Источник: Украинские Карпаты. История / Сливка Ю.Ю., Исаевич Я.Д., Масловский В.И. и др. – Киев : Наук.думка, 1989. – 264


[1] Под даками римляне подразумевали иногда гетов и другие родственные и неродственные племена, проживавшие севернее Дуная.

Метки: , ,

Комментировать

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  https://carpaty.net

Copyright © Региональный Информационный Центр "Карпаты" E-mail: carpaty.net@gmail.com