Региональный информационный центр "КАРПАТЫ"
enruuk
 

Социально-экономические потрясения на юге Европы второй половины III тыс. до н.э. затормозили на время развитие земледельческо-скотоводческих культур Карпатского региона. В результате начало бронзового века представлено здесь намного скромнее по сравнению с экономическим скачком, который наблюдается при переходе к энеолиту.

В первые столетия II тыс. до н.э. в бассейн Карпат продолжали передвигаться разные группы племен. На Закарпатье, Верхнем Потисье некоторое время существует земледельческая культура Ниршег, на остальной территории, в том числе в горных районах,— группа культуры шнуровой керамики. Важное место в развитии культур в начале бронзового века занимает энеолитическая культура капелированной керамики (культура Баден) 8.

История племен Карпатского региона этого времени связана в первую очередь с развитием в Верхнем Потисье крупного бронзопроизводительного очага, входящего в систему Европейской (Карпатской) металлургической провинции. Вдоль Карпат, включая дороги через карпатские перевалы, прокладывались торгово-обменные пути, связывавшие регион с обширной территорией Европы. Одними из основных транспортеров карпатской бронзы я других продуктов, получаемых в обмен на нее в Причерноморском, Средиземноморском и Балтийском бассейнах (олово, янтарь, предметы роскоши и культа), были племена культуры Отомань. Благодаря им в Карпатском регионе распространяются образцы микенского искусства.

В начале бронзового века земледельческо-скотоводческие общины культуры Отомань расселились в Трансильвании.

В середине века, продвигаясь на север, часть их заняла Закарпатье и, пройдя дальше, через перевалы Низких Бескидов, проникла в

Социально-экономические потрясения на юге Европы второй половины III тыс. до н.э. затормозили на время развитие земледельческо-скотоводческих культур Карпатского региона. В результате начало бронзового века представлено здесь намного скромнее по сравнению с экономическим скачком, который наблюдается при переходе к энеолиту.

В первые столетия II тыс. до н.э. в бассейн Карпат продолжали передвигаться разные группы племен. На Закарпатье, Верхнем Потисье некоторое время существует земледельческая культура Ниршег, на остальной территории, в том числе в горных районах,— группа культуры шнуровой керамики. Важное место в развитии культур в начале бронзового века занимает энеолитическая культура капелированной керамики (культура Баден).

История племен Карпатского региона этого времени связана в первую очередь с развитием в Верхнем Потисье крупного бронзопроизводительного очага, входящего в систему Европейской (Карпатской) металлургической провинции. Вдоль Карпат, включая дороги через карпатские перевалы, прокладывались торгово-обменные пути, связывавшие регион с обширной территорией Европы. Одними из основных транспортеров карпатской бронзы я других продуктов, получаемых в обмен на нее в Причерноморском, Средиземноморском и Балтийском бассейнах (олово, янтарь, предметы роскоши и культа), были племена культуры Отомань. Благодаря им в Карпатском регионе распространяются образцы микенского искусства.

В начале бронзового века земледельческо-скотоводческие общины культуры Отомань расселились в Трансильвании.

В середине века, продвигаясь на север, часть их заняла Закарпатье и, пройдя дальше, через перевалы Низких Бескидов, проникла в Северное Прикарпатье на территорию Польши. Закарпатские поселения культуры Отомань расположены в труднодоступных местах (Берегово, Дедово), укреплены валами и рвами, имеют кустовую планировку наземных сооружений. Творцы этой культуры оставили много бронзовых кладов (Колодно, Подгоряны, Мукачево, Дяково и др.). Это искусно обработанные бронзовые топоры, серпы, долота, мечи, кинжалы, наконечники копий и многочисленные украшения 9.

На землях, расположенных на северо-востоке Карпат, период средней бронзы примечателен выделением из северной части индоевропейского массива племен, создавших истоки праславянской культуры. Это — следствие консолидации раздробленных племенных групп культуры шнуровой керамики, а также влияний смежных культур Юго-Восточной и Центральной Европы, в первую очередь Карпато-Дунайского бассейна. Слияние разных этнических и культурных элементов привело в середине бронзового века к образованию нового массива — тшцинецко-комаровской культуры. Ареалом ее распространения были земли между реками Варта и Десна, а также Белорусским Полесьем и Средним Поднестровьем. Определение рассматриваемой культуры как базы для дальнейшего развития местных праславянских племен обусловлено, во-первых, возможностью сопоставления черт этой материальной культуры с последующими, вплоть до раннеславянского времени, во-вторых, ее локализацией, совпадающей с наиболее точной лексически славянской территорией 10. Различия компонентов в составе этой культуры привели к образованию локальных вариантов: тшцинецкого — на территории Польши, восточно-тшцинецкого — в северной части Украины и комаровского — в Прикарпатье. Последний формируется в XVII— XVI вв. до н.э. в Поднестровье и вскоре распространяется на все урожайные земли Прикарпатья. Носители комаровской культуры — земледельцы — строили неукрепленные поселения с наземными и полуземляночными жилищами, хозяйственными ямами-подвалами. Они оставили ряд могильников, свидетельствующих о многообрядности культа захоронений. У этих племен имеются подкурганные и грунтовые погребения с обрядом кремации и ингумации покойников, на древнем горизонте и в ямах, в скорченном и вытянутом положениях. В позднекомаровское время покойников хоронили также в построенных из плит каменных гробницах. Самые близкие к Карпатам памятники комаровской культуры — это курган в Стопчатове н поселения вблизи источников соляной ропы в селах Текуча Косовского и Лоева Надворнянского районов Ивано-Франковской области, а также поздние курганы в с. Городище Самборского района Львовской области. Наиболее широко исследовались курганные могильники в с. Комаров, давшем название культуре, селах Букивна, Крылос Ивано-Франковской области.

Во второй половине XIV в. до н.э. в Юго-Восточной Европе формируются новые культурные центры: Сабатиновский (Северное Причерноморье), Кослоджены (территория современной Болгарии), культуры Ноа (Припрутская Румыния). В археологической литературе они представлены как симбиоз высокоразвитой цивилизации, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие Карпатского региона и расцвет его металлургического бронзолитейного центра.

Новые южные влияния проникают и в комаровскую среду Прикарпатья. На многих поселениях и могильниках (Магала, Белый Поток, Лоевая) появляются изделия культуры Ноа. В конце XIV в. до н.э. носители последней вторгаются на территорию комаровских племен. Часть местного населения переселяется на север, в районы современной Львовской области и вдоль Карпат — в польское Прикарпатье, где оставляет памятники со смешанной комаровской культурой. Оседлое земледельческо-скотоводческое население культуры Ноа проживало в условиях родовой общины с четкими признаками патриархальных отношений. Для него характерны новые типы небольших наземных жилищ, формы и технология керамики, костяные и бронзовые орудия, украшения, особые погребальные (большие грунтовые могильники со скорченным трупоположением) и духовные традиции. Значительного развития достигли домашние промыслы. Связи с бронзолитейными центрами Карпато-Причерноморской провинции способствовали развитию местного металлургического производства, следы которого находятся почти на всех поселениях этой культуры. Так, в с. Островец Ивано-Франковской области остатки бронзолитейной мастерской представлены четырьмя очагами-горнами для плавки металла, большим наземным сооружением с шестью производственными печами, литейными формочками, рядом орудий бронзолитейного производства, а также слитками бронзы и предназначенными для переплавки старыми бронзовыми изделиями. С появлением в Прикарпатье культуры Ноа налаживаются новые торгово-обменные межкультурные контакты, в частности с Северным Причерноморьем. Имеются памятники, свидетельствующие о присутствии в Прикарпатье выходцев из причерноморских степей (Бовшев Ивано-Франковской области). Примером взаимосвязей причерноморских и карпатских металлургических центров могут служить найденные в бассейне Верхнего Сана три коротких бронзовых меча, форма ручки которых характерна для изделий Причерноморья, клинок и его крепление — для Центральной Европы. Племенам культуры Ноа и местному «ноазированному» населению принадлежит значительная роль в формировании культур конца бронзового века в Прикарпатье, Волыни и в Юго-Восточной Польше: высоцкой, белогрудовской и лужицкой, продолжающих праславянскую линию развития этих земель.

К основным культурам, распространенным в конце среднебронзового периода в Карпатском бассейне, относятся представленная выше культура Отомань, а также Виттенберг, пилинская и карпатская культура курганных погребений. В восточной части Карпатской котловины произошло смешение элементов этих культур, что в результате привело к образованию нового культурного явления, получившего в археологической литературе разные названия: в румынской и чехословацкой — культура Сучью-де-Сус, в венгерской — Фельсешевц, в отечественной — становская культура (от первого, широко исследованного памятника у с. Станово Мукачевского района) 13. Племена, создавшие эту культуру, занимали территорию Румынского Подкарпатья, Словацкой и Венгерской низменности, Закарпатскую область УССР, включая горные районы. Поселения расположены на возвышенностях. Развалы наземных или слегка углубленных в землю жилищ и хозяйственных объектов, а также бытовые отложения образовали толстые скопления культурных остатков. Неподалеку от поселений находятся могильники, где сожженные останки покойников захоронены в урнах. Племена этой культуры оставили в Закарпатье много кладов (Клячаново, Малая Бегань, Дяково, Медведевцы, Квасово и др.). В их составе имеются бронзовые орудия (серпы, топоры, ножи, долота, проколки), вооружение (мечи, чекано-молоты, наконечники копий), узда и декоры конской сбруи (псалии, бляхи, подвески) и многочисленные художественно оформленные бронзовые и золотые украшения (разного типа подвески, диадемы, булавки, браслеты, кольца и т. д.). Культура этого типа сохранила свой облик до XII в. до н.э. В результате исторических перемен, произошедших в Карпатском бассейне, ее носители были втянуты в новые культурные смешения. Они приняли участие в процессе образования северофракийской этнокультурной зоны. Изменения в соотношениях политических и культурных сил Европы с конце бронзового века повлияли на весь дальнейший ход ее развития. После 3-тысячелетнего преимущества цивилизации «Старого Света» ее центр переместился на континент. Влияние новых греческой, этрусской цивилизаций, а также восточных культур, в частности кочевнических, способствовало формированию гальштатской культуры, наименование которой распространено па один из этапов развития Европы. Для него характерен экономический и культурный подъем, связанный с дальнейшим усовершенствованием общинного ремесла и углублением имущественного неравенства. Имеются памятники, свидетельствующие об огромном богатстве отдельных общин или людей. Например, украшения из знатного погребения в Бычьей Скале в Моравии, золотые культовые сакралии жреца или вождя племени из с. Михалкова на Днестре Тернопольской области и много других. Развитие культур гальштатского периода Центральной Европы совпадает со временем развития предскифских земледельческих культур лесостепной Украины и киммерийским периодом Северного Причерноморья. Это было время наиболее активных связей населения восточных и центральноевропейских цивилизаций. Их контактной зоной являлся Карпатский регион.

Галынтатский период — решающий в развитии культуры фракийцев. В бассейне Карпат, в том числе в самих горах, формируется несколько северофракийских групп, известных под названием первых местонахождений их памятников на территории Румынии (Лепуш и Речь), Венгрии (Гава), Словакии (Сомотор), или под общим названием — культура фракийского гальштата. Уже па раннем этапе развития носители этой культуры мигрируют в восточном и северном направлениях, заселяют земли культуры Ноа и вклиниваются в праславянскую среду проживавших в Верхнем Поднестровье тшципецко-комаровских групп и новых, образовавшихся на их основе, высоцкой и лужицкой культур. С момента распространения культуры фракийского галынтата, получившей в Прикарпатье название «голиградского типа» (от с. Голиграды), здесь меняется стиль застройки поселений: на смену преимущественно наземным сооружениям приходят большие овальные или прямоугольные полуземлянки; прежние погребальные традиции подменяются ритуалом кремации покойников с захоронениями в урнах; появляются новые типы керамики (чернолощенные, украшенные канелюрами амфоровидные вазы), бронзового орудия, оружия и украшений. Самые ранние памятники фракийского гальштата расположены в предгорье и в самих Карпатах. Это поселения, связанные с солеварением (Лоева, Текуча, Назаренкове), а также поселения в селах Бовшев, Крылос Ивано-Франковской, Магала Черновицкой областей, ряд погребений в с. Сопот Львовской области и др. Вдоль дорог, ведущих с двух сторон к Карпатским перевалам, найдены многочисленные клады, часть из которых принадлежала литейщикам (со слитками бронзового сырья и литейными формами). Важное значение в обменной торговле приобрела соль. Возможно, она была первопричиной проникновения в Прикарпатье первых групп культуры фракийского гальштата. Особый интерес представляют упомянутые солеварные поселения в Лоевой и Текучей, достигшие в гальштатском периоде наибольшего развития. Поселение в Лоевой расположено у подножья главного хребта Восточных Карпат на небольшой, защищенной болотами и речкой возвышенности, в центре которой сохранился деревянный колодец соляной рапы. Здесь выявлены также остатки деревянного сооружения, большого костра и огромное количество побитых горшков, использованных для солеварения. Анализ массивного развала глиняной обмазки и камней построек в Текучей Косовского района позволил воспроизвести первобытный облик сооружений. Они большие, состояли из помещений, где варили соль, могли сушить и расфасовывать готовую продукцию.

Уникальный памятник гальштатского периода в Карпатах открыт у с. Урыч Сколевского района Львовской области. На высоких скалах зафиксированы 270 петроглифов — стилизованные изображения животных, людей, многочисленные солярные диски и спирали. Эти знаки и система их расположения, символизирующая перемещение солнца и цикл аграрных действий земледельца, позволяют рассматривать памятник как аграрное святилище с элементами первобытной астрономической обсерватории и.

В VIII—VII вв. до н.э. фракийские племена Карпатского региона строят оборонительные городища-убежища. Их наличие свидетельствует о сложившейся к тому времени новой напряженной исторической ситуации. В Закарпатье городища существовали одновременно с поселениями. Они охраняли торговые пути, ведущие к перевалам Шелестово, Арданово, Иршава. Система этих укреплений наиболее совершенна для того времени: кольцевые валы с деревянными конструкциями и каменными креплениями в основе. На завершающей стадии развития культуры фракийского гальштата в Закарпатье, где имелись древнейшие металлургические традиции и необходимое сырье, возникали первые очаги производства железа. Один из наиболее ранних центров черной металлургии открыт на городище Стремтура возле Иршавы. В VII —VI вв. до н. э. здесь работало 30 железоплавильных горнов .

Возникновение черной металлургии — величайшее достижение человека в усовершенствовании необходимых средств производства. Это начало следующей, железной эпохи, хозяйственного прогресса и изменений в социальной структуре общества, завершившихся распадом первобытнообщинного строя.

Для истории Европы начало железного века — это также небывалое для того времени обогащение духовной культуры: появляются письменные источники, на основании которых стали известны названия древних племенных групп, существовавших на ее территории. Так, северные (карпатские) фракийцы граничат в бассейне Верхнего Дуная с иллирийцами, в Балкано-Дунайском районе — с племенами южных фракийцев, которые в то время в процессе межусобиц, социальных потрясений и войн формировали первое на этих землях государство — Одрисское царство; в Прутско-Днестровском междуречье с киммерийцами, совершавшими походы в Южную Фракию и Малую Азию. Среди упомянутых «отцом истории» Геродотом племен восточнее северных фракийцев проживали агафирсы и скифы-пахари.

Агафирсы — один из интереснейших народов, населявших в древности Карпатский регион. Они локализованы древним автором от р. Муреш в Трансильвании до Поднестровья, т. е. на территории, которая охватывает район Восточных Карпат. Это те агафирсы, которых сопоставляют также с легендарным племенем гипербореев, посылавшим на Делос таинственные, завернутые в пшеничную солому дары, и участников для ритуальных церемоний в праздниках Аполлона. Описание «священных путей» через нескифские земли и место передачи даров скифам сопровождается у Геродота упоминаниями о горьких (соляных) источниках и горном массиве, который лингвисты нередко связывают с Карпатами, считая, что слог «борей» близок к славянскому «гора» 16. Аристотель писал о агафирсах как о народе с высоко развитым устным эпосом, который настолько знает свои законы, что «поет их». Красочно описаны агафирсы и их обычаи в «Энеиде» Вергилия. Однако вопрос об этнической принадлежности агафирсов спорный. Многие исследователи считают их наполовину теми же северными фракийцами, наполовину скифами-пахарями.

Племенной союз, со временем государство Скифия, уже в начале VI в. до н.э. занимает большую часть территории Украины, состоит из нескольких групп: скифов царских, которым принадлежала господствующая роль, скифов-кочевников, алазонов, каллипидов, а также скифов-земледельцев и скифов-пахарей. Последних называют также околотами. По мнению большинства ученых, они являлись потомками предскифских земледельцев лесостепной Украины праславянского корня и не находились в этническом родстве с ираноязычными скифами.

Исторические события, происходившие в скифское время на территории Западных областей УССР, связаны с продвижением на запад лесостепных племен. Начиная с VII в. до н. э. отдельные их группы постепенно проникали на земли культур фракийского гальштата и высоцкой. В последней они нашли родственную им праславянскую среду, в которой быстро освоились, а к концу века с местным населением создали новую культуру, представленную двумя локальными группами: западноподолъской группой на Буковине и Западной Подолии и черепинско-лагодовской группой памятников в Северном Прикарпатье. Интересен факт, что самые ранние поселения последней выявлены у подножья Карпат. Жилищные постройки, вскрытые у сел Крушельница Сколевского и Кульчицы Самборского района Львовской области, сохраняют еще строительные приемы культуры фракийского гальштата, но все бытовые вещи, особенно посуда, типичны для лесостепных среднеднестровских поселений VII в. до н.э.

Мигрирующие с востока или юго-востока племена, которые создали в VI в. до н.э. западноподольскую группу памятников раннескифского периода, принесли традиции, воспринявшие уже в то время значительные элементы культуры степных скифов. Новое население возвело большие наземные и полуземляночные жилища, многочисленные хозяйственные объекты. Наиболее яркими памятниками, характерными для скифской культуры, являются курганы (Стецева, Братышев, Исаков Ивано-Франковской, Долыняны, Перебыковцы Черновицкой областей и много других в Тернопольской области). Насыпанные из земли и камней, иногда со следами дерева, они соответствуют структуре гробниц скифских кочевников.

Высокий уровень хозяйства способствовал развитию торгово-обменных связей. Животноводство и пахотное земледелие обеспечивали избыток хлеба и скота, которые можно было обменять на другие продукты. Находки на западноподольских поселениях и в курганах изделий лужицкой культуры, настоящего скифского оружия и украшений, вещей трансильванского происхождения, греческого импорта: искусно сделанных бронзовых ольвийских зеркал и амфорной тары, костей чужого на этой территории ишака свидетельствует, что население Прикарпатья этого времени поддерживало контакты с разными цивилизациями. Небольшие группы племен Лесостепи и Прикарпатья проникли в начале скифского времени на территорию Закарпатья, где ассимилировались с местными северофракийскими племенами. При взаимодействии их культур здесь формировалась на местной основе новая куштановицкая культура. Ее памятники распространены в среднем течении Ужа, Латорицы и Боржавы, представлены поселениями, состоящими из плотно застроенных жилищно-хозяйственных комплексов, и курганными могильниками (Куштановицы, Осий, Билки, Колодно и др.). Устройство поселений, обряд захоронения, а также керамика куштаповицких племен объединяют традиции западноподольской и местной гальштатской культур и в некоторой степени соседней с севера лужицкой культуры. Железные и бронзовые изделия характерны для Карпатского бассейна и скифского мира.

Кроме западноподольской группы и куштановицкой культуры, в Карпатском регионе формируется в то время ряд других групп или культур, сохраняющих местные традиции и вместе с тем включающих новые формы, созданные под влиянием культуры скифов. Это группа памятников типа Фериджеле в Южных Карпатах и Трансильвании, группа Санислав-Нир, распространенная от р. Муреш на север, впритык к куштановицкой культуре, и др. Новый облик приобретают памятники южной периферии лужицкой культуры, в частности тарнобжеская группа. Все эти группы или культуры созданы нескифским населением (возможно, только с примесями скифского этнического компонента), которое проживало в непосредственном соседстве друг с другом и несмотря на локальные различия пребывало в дальних или близких родственных связях. Сопоставляя сведения Геродота об агафирсах, нельзя исключить, что эти новые культурные образования отражают процесс кристаллизации культуры последних.

Источник: Украинские Карпаты. История / Сливка Ю.Ю., Исаевич Я.Д., Масловский В.И. и др. – Киев : Наук.думка, 1989. – 264

Метки: , ,

Комментировать

Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на  https://carpaty.net

Copyright © Региональный Информационный Центр "Карпаты" E-mail: carpaty.net@gmail.com